Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография Форум
Главная страницаСделать стартовой Карта сайтаДобавить в избранное регистрация
Публикации
Опросы
Наши друзья
























Поиск:



Публикации
Перейти к общему списку

Почему армяне не являются автохтонами Кавказа? 11-03-2009
Армяне не знают своей истории, точнее говоря, не умеют пользоваться своей
историей – вот в чем источник их несчастий (Гарегин Нжде)

      В начале XIX века политическая ситуация на Южном Кавказе была довольно сложной. Среди 20 независимых азербайджанских ханств наиболее значительными и влиятельными являлись Карабахское, Губинское, Шекинское, Гянджинское, Урмийское и Бакинское. Перед Российской империей, стремившейся завладеть всем Южным Кавказом, стояло несколько стратегических задач: во-первых, нейтрализовать азербайджанские ханства, во-вторых, найти такой фактор, который способствовал бы освоению вновь приобретенных на Кавказе территорий. В качестве такового Российская империя решила использовать восточных христиан, которые способствовали бы реализации ее планов на данном стратегическом направлении. Таковыми оказались армяне, вплоть до начала XIX века расселенные преимущественно в Османской империи и Иране. Утратив в третий раз в XI веке политическую самостоятельность2, они оказались в широкой диаспоре3 и вплоть до 1918 года не имели своей государственности. Живя многие столетия в османских и иранских пределах, армяне усвоили местные языки и обычаи, сохранив при этом религию и самосознание.
     По этим причинам Российская империя, соперничавшая с османскими султанами и иранскими шахами за Кавказ, решила использовать в своих целях армян. В первой трети XIX века она провела победоносные войны с Османской империей и Ираном. Одним из итогов русско-османского Адрианопольского (1821) и русско-иранского Туркменчайского (1828) мирных договоров стало начало массового переселения османских и иранских армян на Кавказ, в первую очередь на Южный Кавказ и главным образом в Азербайджан. Тогда же были ликвидированы северные азербайджанские ханства, территории которых стали губерниями Российской империи. Поэтому процесс заселения армян на их земли проходил в относительно мирной обстановке и под покровительством российских властей.
     Необходимо отметить, что появление армян на Кавказе - длительный миграционный процесс, отправная точка которого находится в Европе. Поэтому «одна из важных тем арменистики – переселение армян с родной земли»4. Эти слова современного армениста как нельзя лучше характеризуют одну из наиболее «болезненных» (если не самую болезненную) проблему арменистики с тех пор, как начался поиск «родины армянского народа». В ходе этого долгого поиска арменисты «нашли» в Передней Азии около двух десятков «Армений», но не смогли определиться с пальмой первенства какой-то одной из них и нашли выход в обобщающе-синтетической мифологеме «Великая Армения». В итоге, на исторических картах Передней Азии появились Первая, Вторая, Третья, Четвертая, Глубинная, Внутренняя, Великая, Юстинианова, Месопотамская, Малая, Киликийская, Западная, Восточная, Баг-ратидская, Византийская, Турецкая Армения, Персармения.5 Более того, не удовлетворившись даже таким обилием «армений», арменисты изобрели политико-географические дефиниции – “Армения за пределами Армении”, “другая четвертая Армения”, “часть Великой Армении”, “Большая часть Великой Армении”, “Армениака”6. Эта новация относительно многочисленных “армений” появилась не сегодня. “Отец армянской истории” Мовсес Хоренаци еще в V веке писал, что Арам приказал назвать захваченную землю “Первая Армения”, затем другие земли назвал “Второй, третьей и даже четвертой Арменией”. У того же автора есть дефиниции “Греческая Армения”, “Великая Армения”, “Малая Армения”7.
Тот же Мовсес Хоренаци, в поисках выхода из лабиринта множества “армений” озаглавил свой труд “История армян” (“Патмутюн хайоц”)8. Так что наименование его труда “История Армении” - плод творчества его издателей и переводчиков.Поэтому не вполне понятен повторяемый армянами, как рефрен, слоган «Армения, Армения! Наша родина, наша земля!» Напрашивается вопрос: какую конкретно Армению имеют в виду не рядовые армяне, а такие видные представители армянства, как, скажем, «отец армянской истории» Моисей Хоренаци, поэт Аветик Исаакян, живописец Мартирос Сарьян, писатель Уильям Сароян. Напрашивается и другой вопрос: если армянам присущ такой патриотизм, то почему они, имея сейчас собственное государство, в отличие от тех же грузин и азербайджанцев – своих соседей по Кавказу - в большинстве своем по-прежнему живут в диаспоре. Не потому ли, что до сих пор не определились, какая из бесчисленных Армений - их подлинная родина?
     Наряду с «Армениями», арменисты указывают также Васпураканское, Карсское, Анийское, Ванское, Киликийское, Багратидское, Ташир-Дзорагетское царства, существовавшие в Передней Азии.9
Эти политико-территориальные метаморфозы в истории армянского народа связаны с рядом существенных факторов. Здесь же кроется одна из важных причин того, почему арменисты, начиная с «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци (V век), пишут не «историю Армении», то есть территории, а историю своего этноса. Не случайно, что тому же Мовсесу Хоренаци принадлежит труд «История армян» («Патмутюн хайоц»), который позже стал издаваться под заголовком «История Армении», хотя и без уточнения, какая из «Армений» имеется в виду. В советское время вновь вернулись к «первоисточнику» и появилась серия «Историй армянского народа», ибо иначе невозможно излагать текст, не привязанный к определенной территории.10 Правда, случались рецидивы в виде изданий «истории Армении», где речь шла о «Кавказской Армении», которая никогда, ни в прошлом, ни сегодня, не охватывала всю историю армянского народа.11 Порой арменисты фальсифицируют название сочинений, которые дошли до нашего времени в армянском переводе. Так, Киракос Гандзакеци написал «Историю», которую в 1947 году издал в русском переводе Т.И.Тер-Григорьян.12 Почти 30 лет спустя работа была издана в переводе Л.А.Ханларян уже как «История Армении», хотя в тексте речь совсем не об этой стране.13
После распада СССР в 1991 году арменисты издали новационный вариант своей истории. Не решившись назвать ее «История Армении», они озаглавили книгу поэтично: «Потомки Хайка», то есть мифического родоначальника армянского народа; однако в подзаголовке указано, что речь идет об Армении,14-15 хотя и без уточнения, какой именно. Примечательно также, что за долгие годы манипулирования географическим понятием «Армения» арменисты выработали штамп, благодаря которому они умеют избегать в публикациях ее конкретной локализации. Неискушенный читатель не может установить для себя, где же находится страна, которую именуют «Армения».

Почему «История армянского народа», а не «История Армении»?

     Итак, если грузиноведы пишут «историю Грузии», французы – «историю Франции», азербайджанцы – «историю Азербайджана», иранисты – «Историю Ирана», то арменисты – «Историю армянского народа». Почему?
Один из корифеев арменистики, выдающийся византинист, действительный член императорского Русского археологического общества, профессор Санкт-Петербургского, а затем Брюссельского университетов, исследователь проблем средневековой истории армянского народа Н.Г.Адонц (1871-1942)16 более 100 лет назад писал: «В VIII веке до Р.Х. под напором теснивших их с востока скифов или саков киммерийцы подались на запад к берегам Дуная, прошли во Фракию и, захватив с собой фракийские племена (в числе их фригов и армян), устремились в Малую Азию».17 Фракия - историческая область между Дунаем, Черным морем и Пропонтидой, т.е. в Юго-Восточной Европе. Ныне она находится на территории Греции, Турции (Европейской ее части - Румелии) и Болгарии18.
     Н.Г.Адонц далее указывает: «Геродот считает армян выходцами из Фригии».19 Как пишет «отец истории», древнегреческий автор V века до н.э. Геродот, предки армян обитали выше ассирийцев по течению Евфрата, на территории фригийцев.20 Древнегреческий географ и историк Страбон (I век до н.э. – I век н.э.) сохранил предание о происхождении армян из города Арменион, то есть из исторической области Фессалия в Северной Греции.21 Русский кавказовед XIX века И.И.Шопен также считал, что «армяне суть пришельцы. Это – колено фригийцев и ионийцев, перешедшее в северные долины Анатолийских гор».22 Иными словами, предки армян до VIII века до н.э. обитали в исторической области Фракия на Балканах, то есть в Европе, откуда вместе с киммерийскими племенами мигрировали в историческую область Фракию в Малой Азии. Таким образом, в период известных переселений «народов моря» «армены (так в тексте. – М.М.) проникли в Малую Азию вместе с родственными племенами с Балкан. Затем они продвинулись дальше на Армянское нагорье (восточная часть Малой Азии. – М.М.)».23 Поэтому, отмечает Н.Г.Адонц, «исходя из этих свидетельств, ученые предполагают, что армяне принадлежат к числу фригийских племен, живших первоначально во Фракии. Предполагается, что оттуда они, захваченные волной киммерийского движения, перекочевали в Малую Азию и затем, отделившись от своих фригийских сородичей, прошли дальше и поселились в верховьях р. Алиса, правого притока Евфрата».24 Выдающийся армянский филолог, литературовед и лингвист, академик АН Армянской ССР М.Х.Абегян (1865-1944)25 писал во второй половине ХХ века: «Предки армян задолго до нашей эры обитали в Европе, вблизи предков греков и фракийцев. Оттуда они переправились в Малую Азию, где, вероятно, некоторое время жили в соседстве с фригийцами, так как греческий писатель Геродот считает армян колонией, происходившей от фригийцев. Это указывает на то, что во времена Геродота в V веке до н.э. еще ясно сознавали, что армяне пришли в свою страну с запада».26
    Выдающийся русский историк, филолог, лингвист И.М.Дьяконов на основе анализа древнеармянского языка отрицает его урартскую двуприродность и считает, что «языковой предок древнеармянского языка, протоармянский язык, мог быть только индоевропейским, не родственным ни хуррито-урартским языкам, ни хаттскому, ни современным кавказским языкам, ни семитским».27 Тот же автор констатирует: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья - хурритов, урартов, ясно, что он занесен сюда извне».28 Выдающийся армянский языковед и историк, академик АН Армянской ССР Г.А.Капанцян (1887-1957), уточняя территорию, занятую предками армян в Малой Азии, писал в первой половине XX века: «Местоположение страны Хайаса – Аззи нужно приурочить в основном к пространству между верховьями Евфрата (Карасу), Чороха и Аракса».29
На исходе ХХ столетия арменисты писали: «Родина армян, территория, где они появились и сформировались в качестве отдельного, отличного от других народа, – Армянское нагорье»,30 то есть восточная часть Малой Азии. Как пишет И.Г. Магакьян, «Армянское нагорье - среднее из трех переднеазиатских нагорий. Расположено главным образом в Турции… В геолого-структурном отношении является отрезком Средиземноморского альпийского складчатого пояса».31 Армянский народ переселился в Малую Азию, а затем на Южный Кавказ в силу различных политических, военных и прочих обстоятельств. В любом случае, как мы уже видели, армяне не автохтоны, а аллохтоны Кавказа, то есть являются пришлым в этот регион этносом. Помимо вышеизложенных свидетельств, подтверждаемых армянскими, русскими и западными авторами, сошлемся и на другие.
     Известный армянский писатель и публицист Зорий Балаян писал о так называемой армянской болезни: «…на земле, специалисты подсчитали, есть более четырех тысяч наций и народностей, и лишь армяне имеют «свою» болезнь».32 В «Большой медицинской энциклопедии» об этом заболевании говорится33: «Периодическая болезнь: (син.: армянская болезнь, Джейнуэя-Мозенталя пароксизмальный синдром, перитонит периодический, Реймана синдром, Сигала-Маму болезнь, средиземноморская семейная лихорадка) – сравнительно редкое генетически обусловленное заболевание… Первое описание болезни относится к XVII в., но лишь в 1949 г. Сигал (Sh. Sieqal) подробно изложил и систематизировал ее клинические признаки, обратил внимание на этническую избирательность и наследственный характер патологии… Заболевание встречается преимущественно у представителей народностей, предки которых жили в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, евреев (чаще сефардов), арабов, и лишь в 6% всех случаев у лиц прочих национальностей (выделено нами. – М.М.)… Предполагают наличие у больных врожденного метаболического и энзиматического дефекта, который влечет за собой нарушение иммунной и эндокринной систем, синтеза белков, протеолиза… О нарушении клеточного метаболизма свидетельствует частое развитие при П.б. амилоидоза независимо от тяжести течения П.б., что позволяет предположить его генетическую обусловленность… Прогноз для жизни благоприятный. Наличие П.б. обычно не мешает физическому и умственному развитию, вступлению в брак…»
Не только в прошлом, но и сегодня в армянской среде муссируется проблема этой “армянской болезни”. Так, заведующая терапевтическим отделением Медицинского центра в Ереване Каринэ Оганесян подтверждает, что это заболевание присуще армянам, а также евреям и арабам, и оно носит наследственный характер, может проявиться через несколько поколений. Она пишет: “В Армении зарегистрирован довольно высокий процент заболеваемости”.34

Где сложился армянский этнос?

Мы специально привели отрывки описания «армянской болезни» с тем, чтобы читатель убедился, где истинная историческая родина армянского народа. Думается, что это описание, как и непонятная гордость З.Г.Балаяна по поводу существования у армян «собственной» болезни, также подтверждает, что соплеменники этого армянского писателя и публициста не являются автохтонами Кавказа. Данный материал хорошо согласуется со сведениями о том, что прародина армян – историческая область Фракия на Балканах, откуда они мигрировали в Малую Азию. Уместно также отметить, что «армянский язык, согласно индоевропейской лингвистике, составляет независимую от других, специальную ветвь в семье индоевропейских (арийских) языков».35 Правда, как указывает М.Х.Абегян, «армянский язык не вполне индоевропейский язык. Это - язык переходный от семьи яфетических языков к системе европейской».36 Иными словами, до сего дня точно не установлено место армянского языка в лингвистической семье, на что обратил внимание еще более 100 лет назад Н.Г.Адонц, который писал: «Развиваясь в этнически разнообразной обстановке, язык не мог сохранить чистоту типа; и действительно, армянский язык представляет организм такого сложного характера, что по сие время нелегко поддается лингвистическому анализу».37
      Следующий факт. По утверждению арменистов, армянский народ сложился на Армянском нагорье, то есть в восточной части Малой Азии – в «стране Хайаса» - «в результате постепенного слияния проживавших на нем издревле племен и союзов, а также некоторых других племен».38 Далее: «От племенного союза Хайаса, помимо прочего, армянский народ унаследовал и свое самоназвание хай. А занятая им территория получила известность как Хайк или Хайастан».39 А.Г.Адонц отмечает: «Из слияния двух этнических элементов сложилось ядро армянской национальности, нараставшее затем приливом этнических струй из окружавших стран. В связи с двуродным ядром ставится двоякое название армян: hai (гай) у себя и armenius (arminiya в надписи Дария) у соседей. Сообразно этому и древне-армянские предания, сохранившиеся у Хоренского, знают двух эпонимов, двух родоначальников армян - haik и armenak».40 Арменисты конкретизируют также следующие тезисы: племенной союз Хайаса расселялся в верховьях Евфрата; оседавшие здесь племена были индоевропейскими, армяноязычными, именовались в ассирийских клинописных памятниках мушку и уруму, в греческих – аримы, а в дальнейшем – армены.41
Таким образом, формирование армянского этноса происходило за пределами Кавказа - в Малой Азии, и это подтверждает признаваемое арменистами положение, что предки армян - фракийское племя, переселившееся в Малую Азию; первая в этом регионе территория, получившая известность как «Ар-мения», – горная страна, где берут начало Тигр и Евфрат; отсюда они впоследствии вступили в долину реки Аракс, позднее перешли в долину реки Кура, то есть в регион, именуемый сегодня Южным Кавказом.
Далее. М.Х.Абегян пишет: «Армянский язык только частично индоевропейского происхождения, множество слов и частиц, а также грамматические формы, которые пока что не объяснены, вероятно, происходят от племен, не говоривших на индоевропейских языках, с которыми общалось на западе армянское племя».42 В частности, он имеет в виду обитавшие в Малой Азии хеттолувийские и хуррито-урартские племена, которые оказали влияние не только на армянский язык, но и на процесс сложения армянского этноса. М.Х.Абегян отмечает также влияние на армян иранской культуры, что «прежде всего заметно в армянском языке, в котором так много уже окончательно арменизированных персидских слов, заимствованных большей частью в парфянскую эпоху (III век до н.э. - III век н.э. - М.М.) и весьма схожих с пехлевийскими (III-VI века. - М.М.), что в одно время армянский язык относили к иранской ветви индоевропейских языков».43
     Еще одно обстоятельство. В ХХ столетии в работах арменистов прослеживается примечательный «тренд». Если в начале века они писали, что предки армян – пришельцы из Европы в Азию, то несколько позднее ареалом сложения армянского этноса определили Малую Азию. На исходе же ХХ веке уже однозначно пишут об армянах как уроженцах Кавказа. Иными словами, арменисты перемещали зону автохтонности армян в направлении запад-восток согласно текущей конъюнктуре.
В связи со сказанным становится понятно, почему арменисты неизменно пишут историю этноса, а не страны. В отличие от них, соседи армян по Южному Кавказу – грузины и азербайджанцы описывают не только прошлое своих народов, но и историю своих стран со времен, когда здесь обитали их далекие предки и где эти народы застала история. Что касается армян, то сегодня они расселены, причем частично, на географическом пространстве, именуемом арменистами «Восточной Арменией», которое правильнее называть «Кавказской Арменией», куда они попали в результате событий XIX века.
      Насколько известно, ни один другой этнос в истории не имел такого множества дефиниций для определения собственной территории. У армян не имелось, да и не могло быть своей земли вне пределов Фракии, поэтому они так легко переходили с места на место; не зная, где же остановиться, они действовали методом проб и ошибок, каждый раз переименовывая страну, которую объявляли своей очередной “родиной”. Так появилось на картах “исторической Армении” множество средневековых армянских государств.44
Уникальна также дефиниция «Армения за пределами Армении»,45 обозначающая армянское население Византии, а также Киликийское армянское государство, армянские колонии, то есть диаспору, которая начала складываться с IV века в результате первого раздела Армянского царства Византийской и Сасанид-ской империями: «Специфические условия, складывавшиеся в Армении при иноземном владычестве, заставляли армян покидать родину и искать пристанище на чужбине, в пределах Византийской империи. Отток в Византию начался после первого раздела Армении (387 г.) и усилился при арабском владычестве и сельджуках».46 Тем не менее, армяне всегда и везде неплохо обустраивались и налаживали свои дела. Даже в Византии, где, казалось, они являлись чужеродным элементом, армяне достигли немалых высот в местной иерархии.47 То же самое наблюдалось впоследствии в Османской, Иранской и Российской империях, и продолжается поныне во многих странах.

Почему армяне мигрировали с места на место?

Исторические реалии существования армянского этноса без собственной государственности привели к возникновению, начиная с IV века, широкой армянской диаспоры, охватывающей с тех пор по настоящее время большую часть армянского народа.48 В ходе своего странствия из Фракии на восток – в Азию предки армян служили объектом геополитических планов великих держав, контактировали с разными народами, языками, культурами. Самые ранние исторические воспоминания у них связаны с Древней Грецией и Римом, которые обходились с армянами столь же имперски-бесцеремонно, как и с другими «негреками и неримлянами». Так, об их статусе в период пребывания в Малой Азии свидетельствовала стандартная формула: «Армения – друг и союзник римского народа». В 591 году последовал второй раздел только что восстановленного в Малой Азии Армянского царства. В 1045 году на той же территории Византия ликвидировала восстановленное в IX веке Армян-ское царство, и с тех пор вплоть до 1918 года армянской государственности не существовало.
В такой ситуации, определяемой дефиницией interregnum, армяне в поисках опоры апеллировали к своим католикосам. По заказам последних появляются исторические труды, описывающие блуждания армян по Малой Азии и перечисляющие множество «Армений». Эту «традицию» подхватили арменисты, в трудах которых мы встречаем около 20 «Армений». Объединяет армянских писателей прошлого и их последователей – армянских исследователей одна характерная черта: все географические дефиниции, так или иначе связанные с «Армениями», обозначают территории в Малой Азии, то есть за пределами Кавказа.
Таким образом, начало процесса миграции армян и образования армянской диаспоры относится к IV веку. Этот процесс делится на два основных этапа: первый - с IV века - время сложения диаспоры, второй - с XIX века: массовое организованное и целенаправленное переселение Российской империей османских и иранских армян на Южный Кавказ. В результате этно-демографическая и конфессиональная ситуация в этом субрегионе претерпела качественные изменения.
     Так на Южном Кавказе появился новый этнический элемент. Правда, и задолго до этого Кавказ и его автохтоны не раз видели на своих землях племена и народы, которых влекли сюда природные условия и богатства, торные пути и транзитные торговые маршруты с севера на юг и с востока на запад. Так, уже в раннем Средневековье здесь появились гунны и булгары, сабиры и курды, таты и арабы. Позднее объявились сельджуки и монголы, татары и калмыки, позже – русские. Этническая карта субрегиона перманентно менялась, что было одним из геополитических последствий трансформирующейся картины мира. В первой половине ХIХ века с дозволения российского императора Александра I, на Кавказ переселились немцы – сектанты из Вюртембергского королевства. В итоге на начало ХХ века в Азербайджане численность немцев составила 15.990, или 0,4% всех жителей, русских – 249.779 или 6,65%, армян же – 1208.615 или 32,8%.49 Таким образом, именно армяне составили ядро российской переселенческой политики, став сателлитом России на Кавказе. В результате, этнодемографическая ситуация изменилась не в пользу автохтонов, которые оказались существенно потесненными на своей исторической территории. Именно армяне стали в конечном итоге тем элементом, который создал этно-территориальный дисбаланс и политический дискомфорт на Кавказе.
Таким образом, современные арменисты применительно к прошлому армянского народа употребляют дефиницию «армяне, оставшиеся на своей исторической родине». В качестве таковой они сегодня не признают Фракию, говоря о некоей виртуальной «Армении», которую всякий раз указывают там, где это необходимо для конкретно поставленной цели. Отсюда появилось множество «Армений» и армянских царств. Так действовали корифеи арменистики А.Г.Адонц, М.Х.Абегян, А.Г.Бабаханян (Лео), Г.А.Капанцян и сегодняшние продолжатели их генеральной концепции истории армянского народа. После распада Российской империи в 1917 году армянская государственность возникла 28 мая 1918 на Южном Кавказе в виде Араратской республики. В отличие от прежних армянских политических образований, существовавших в Малой Азии, это государство появилось там, где никогда прежде армян не было – на землях бывшего азербайджанского Эриванского ханства, аннексированного в первой трети XIX века Российской империей. С этого самого времени сюда целенаправленно и в организованном порядке Россия переселяла османских и иранских армян. В итоге на азербайджанской земле была создана армянская государственность, трижды утраченная в Малой Азии: это – первая Араратская (1918-1920), вторая - Армянская ССР (1920-1991), и наконец, третья - Республика Армения (с 1991 г.).

____________
Литература:

1. Мамулов С.С. Удивительный народ из страны чудес (Армения и армяне – уникальный феномен цивилизованного мира). Книга пятая.

Москва, Гренада, 2007, с. 13.

2. Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI веков. Москва, Наука, 1988, с.4, 5, 170; Саркисян Г.Х,

Худавердян К.С. Юзбашян К.Н. Потомки Хайка. Ереван, Армянская энциклопедия, 1998, гл. VI и IX; История армянского народа. Ереван,

изд-во Ереванского ун-та, 1980, гл.V/4, VI/4, VIII/1.

3. Юзбашян К.Н. Указ.раб., с.4; Саркисян и др. Указ.раб., гл.IX, XIII, XX.

4. Арутюнова-Фиданян В.А. Источник и время. VII век. Москва, Индрик, 2004, с.68.

5. Арутюнова-Фиданян В.А. Указ.раб., карта форзаца и указатель географических названий; Юзбашян К.Н. Указ.раб., гл.1/2, II, IV/4, 5, 6,

V/2, 3, 4, 5; Саркисян Г.Х. и др. Указ.раб., с.11-13, 21-23, 28, 76-78, 86-88, 106-112, 150-158, 164-176; Карты на с.13, 24-25, 72-73; Еремян

С.Т. Атлас к к книге «История армянского народа.Часть первая. Ереван, 1951». Ереван, Айпетрат, 1952; Он же. Карта «Армения по

«Ашхаруцуйц» у (армянской географии VII века)». Минск, Картографическая фабрика, 1961.

6. Саркисян Г.Х. и др. Указ. раб., гл. IX; Даниэлян Э. П. Армения. Исторические карты. Москва, изд-во не указано, 2003; Арутюнова-

Фиданян В. А. Указ. раб. карта форзаца; Айвазян С. История России. Армянский след. Москва, Крон-Пресс, 2000, с. 214, 219

7. История Армении Моисея Хоренского. Перевел с армянского и объяснил Н. Эмин. Москва, 1858, с. 50-51, 67, 85, 159

8. Советская историческая энциклопедия (СИЭ), том 9, Москва, Советская энциклопедия, 1966, стр. 537

9. История армянского народа, гл. II/2,4, III/3, VIII/1, XI; Юзбашян К.Н. Указ.раб., гл.IV и V; Саркисян Г.Х. и др. Указ.раб., гл.I, II, IV, VII, IX;

Микаелян Г.Г. История Киликийского армянского государства. Ереван, изд-во АН АрмССР, 1952.

10. История армянского народа. Часть первая. Под ред. Б.Н.Аракеляна и А.Р.Иоаннисяна. Ереван, Айпетрат, 1951; История армянского

народа с древнейших времен до наших дней. Под ред.проф.М.Г.Нерсисяна. Ереван, изд-во Ереванского ун-та, 1980.

11. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре древней Армении. Москва-Ленинград, 1953; Тер-Гевондян А.Н.Армения и Арабский

халифат. Ереван, изд-во АН АрмССР, 1977.

12. Киракос Гандзакеци. История. Пер. Т.И.Тер-Григорьяна. Баку, изд-во АН Азерб. ССР, 1947.

13. Киракос Ганзакеци. История Армении. Пер. Л.А. Ханларян. Москва, Наука, 1976.

14. Саркисян Г.Х. Худавердян К.С. Юзбашян К.Н. Потомки Хайка. Очерк истории и культуры Армении с древнейших времен до

становления Третьей республики. Ереван, Армянская энциклопедия, 1998.

15. Абегли М.Х. Указ. работа

16. Арутюнова-Фиданян В.А. Адонц Н.Г.// Православная энциклопедия (ПЭ), том I, Москва, Церковно-научный центр «Православная

энциклопедия», 2000, с.309-310; СИЭ, том I, стлб.217.

17. Адонц А.Г. Армения // Новый энциклопедический словарь (НЭС) Брокгауза-Ефрона, том 3, С.-Петербург, стлб.601.

18. Большая Энциклопедия, том 20. Под ред. С.Н. Южакова. С-Петербург, 1905 г., с. 814.

19. Адонц А.Г. Указ.раб., стлб.601.

20. Геродот, I; 180, 194; III:93; V: 49, 52; VII: 73.

21. Страбон XI: 503.

22. Шопен И.И. Новые заметки на древнюю историю Кавказа и его обитателей. С.-Петербург, 1896, с.26.

23. История армянского народа, 1980, с.27.

24. Адонц А.Г. Указ.раб., стлб. 601-602.

25. Арутюнова-Фиданян В.А. Абегян М.Х.//ПЭ, том I, с.40-41.

26. Абегян М.Х. История древнеармянской литературы. Ереван, изд-во АН Армении, 1975, с.12-13.

27. Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, изд-во АН Армении, 1968, с.202-203.

28. Дьяконов И.М. Указ. раб., с.202.

29. Капанцян Г.А. Хайаса-колыбель армян. Этногенез армян и начальная история. Ереван, изд-во АН Армении, 1947, с.240, 242; Его же:

Историко-лингвистические работы. К начальной истории армян. Древняя Малая Азия. Ереван, изд-во АН Армении, 1956; Его же: К

происхождению армянского языка. Ереван, изд-во АН Армении, 1946.

30. Саркисян Г.Х. и др. Указ. раб., с.7.

31. Магакьян И.Г. Армения в системе центрального Средиземноморья. // ДАН Армении, 1966, том 42, №4.

32. Балаян З.Г. Очаг. Ереван, изд-во «Советакан грох», 1984, с.289.

33. Виноградова О.М. Периодическая болезнь. // Большая медицинская энциклопедия, 3-е издание, том XIX, Москва, «Советская энци-

клопедия», 1982, стлб.181-185.

34. Мединформ 27.03.2007, http://www.medinformnews.com/2007/index.ru%2002/.htm

35. Абегян М.Х. Указ.раб., с.11.

36. Абегян М.Х. Указ.раб., с.11.

37. Адонц Н.Г. Армянский язык.// НЭС, том 3, стлб.657.

38. История армянского народа, 1980, с.27; Капанцян Г.А. Хайаса – колыбель армян, с.240, 242; Еремян С.Т. Атлас к книге «История

армянского народа». Карта «Армянская нагорье»; Саркисян Г.Х. и др.Указ.раб., с.7.

39. История армянского народа. Айпетрат, 1951, с.25, 27.

40. Адонц А.Г. Армения. // НЭС, том 3, стлб. 602; см.также: Саркисян Г.Х. и др. Указ.раб., с.10-11; История армянского народа, 1980, с.27.

41. История армянского народа, 1980, с.17-18, 27-28.

42. Абегян М.Х. Указ.раб., с.13-14.

43. Абегян М.Х. Указ.раб., с.13-14.

44. Саркисян Г.Х. Указ.раб., с.11, 21, 28, 76, 106, 153, 164; Юзбашян К.Н. Указ.раб., с.22, 150, 156, 172.

45. Саркисян Г.Х. и др. Указ.раб., гл.IX.

46. Юзбашян К.Н. Указ.раб., с.4.

47. Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи XI-XII веков. Ереван, изд-во АН Армении, 1975.

48. Саркисян Г.Х. и др. Указ.раб., гл.IX, XIII, XX; Юзбашян К.Н. Указ.раб., с.4.

49. Вердиева Х.Ю. Переселенческая политика Российской империи в Северном Азербайджане. XIX-XX века. Баку, Алтай, 1999, гл.VI.


Статья    irs-az.com



Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2009 ksam.org
Пишите нам: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.