Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография Форум
Главная страницаСделать стартовой Карта сайтаДобавить в избранное регистрация
Азербайджан
Общая информация Природа Азербайджана Погода История Азербайджана Экономика Культура Традиции и Обычаи Литература Музыка Театральное искусство Азербайджанское кино Изобразительное искусство Архитектурное искусство Народное творчество Азербайджана Азербайджанская кулинария Общество Персоналии Армяно-Азербайджанский конфликт
Опросы
Наши друзья
























Поиск:



Народное творчество Азербайджана
Перейти к общему списку

Развитие искусства ковроделия в Азербайджане
Фотоальбом

Народное прикладное искусство Азербайджана и одна из его ветвей - ковроделие занимают особое место в истории национальной культуры

Наиболее широко распространенным видом народных ремесел является ковроделие, занявшее прочное место в быту азербайджанского народа и ставшее едва ли не символом народа. Ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, используются для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.

Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке (конец II - начало I тысячелетия до н.э.). Украшенный изображениями цветов рисунок попоны на глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н.э.), обнаруженной в г.Маку в Южном Азербайджане, изображение льва с накинутой на него попоной на поверхности золотой миски (I тысячелетие до н.э.), найденной на холме Гасанлы вблизи озера Урмии и другие находки показывают, насколько древней историей обладает ковровое искусство в Азербайджане. В ходе археологических раскопок в Мингячевире из катакомбных захоронений, относящихся к I-III векам, обнаружены остатки паласов и ковров.

О развитии ковроделия в Азербайджане сообщают Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. О шелковых тканях и разнообразных коврах, изготовлявшихся в Азербайджане, сообщает албанский историк Муса Каланкатуйский (VII век). Производство ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями и украшавшихся драгоценными камнями, в XVI-XVII веках приняло характер традиции. В средние века основными центрами производства безворсных ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями, были Тебриз, Шамахы и Барда. Такие ковры, в силу своей дороговизны изготовлявшиеся большей частью для знати, именовались "зербаф". Английский путешественник Антони Дженкинсон, побывавший в Азербайджане в XVI веке, сообщает о сотканном золотыми и серебряными нитями ковре, которого он увидел в летней резиденции Абдуллы хана в Шамахе. Голландский путешественник XVII века Ян Стрейтс сообщает о попоне на лошади правителя Шамахи, сотканной золотыми нитями и украшенной жемчугами и драгоценными камнями.


В средневековых письменных источниках встречаются интересные сведения об азербайджанских коврах и их художественных особенностях. В работе "Границы мира" неизвестного автора X века сообщается о паласах и попонах, изготовлявшихся в Мугани, о нахчыванских коврах в стиле "зили". В эпосе "Китаби Деде Горгуд" воспеваются азербайджанские шелковые ковры, а в произведениях Абул-Улы Гянджеви, Низами и Хагани (XII век) - ворсистые и безворсные ковры.

В XIII-XIV вв. из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. Эти ковры, привлекавшие внимание тонким орнаментом, нежными и изысканными узорами, нашли свое отражение в произведениях и миниатюрах известных европейских художников. Так, в табло "Мария со своим младенцем" нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга дано изображение ширванского ковра, в работе Ван Эйка "Святая Мария" - зейвинского ковра, а в произведении немецкого художника XV века Ханса Холбейна "Сваты" - газахского ковра.

Во второй половине XVIII века северная часть Азербайджана стала дробиться на небольшие феодальные ханства - Шекинское, Бакинское, Губинское, Карабахское, Иреванское, Гянджинское, Нахчыванское, Ширванское. В эпоху ханств производство ковров значительно расширилось, каждое ханство имело свою ковровую мастерскую. Развитие искусства ковроделия в этот период создало предпосылки для формирования ковродельческих школ.

Лучшие образцы ковров и ковровых изделий из Баку, Губы, Шамахи, Гянджи, Шеки, Газаха, Джавадского уезда и других уголков нашей страны, демонстрировавшиеся на московской выставке "Москва-политехник" в 1872 году и на Общероссийской выставке промышленности и искусства 1882 года, были удостоены золотых и серебряных медалей. Значительную часть экспонатов международных выставок 1872 г. в Вене, 1911 г. в Турине, 1913 г. в Лондоне и Берлине, составляли ковры и ковровые изделия из Азербайджана.


Виды безворсных ковров. По своим техническим особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства.

Ковровое искусство Азербайджана отличается своими высокими художественными и техническими достоинствами, разнообразием безворсной выделки. Здесь представлены все образцы безворсных ковров, тогда как в ковроделии других стран такие образцы представлены в малом количестве. Исходя из этого, немецкий искусствовед Г.Роп в разделе "Кавказские ковры" своей книги "Восточный ковер" доказывает, что кавказские ковры возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные ковры - килимы. Свое начало безворсные ковры, в целом ковровое искусство берет от первых простейших образцов - циновки, плетня, бурии. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов:


- Палас;
- Джеджим;
- Лады;
- Килим;
- Шедде;
- Верни;
- Зили;
- Сумах.

Ковродельческие школы Азербайджана. По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ:

1. Губинская
2. Бакинская или Абшеронская
3. Ширванская
4. Гянджинская
5. Газахская
6. Карабахская
7. Тебризская.


1. Расположенный на северо-востоке Азербайджана Губинский ковровый центр делится на три части - горную, предгорную и равнинную. К горной части можно отнести централизованные пункты в селах Гонагкенд, Хаши, Джими, Афурджа, Ерфи, Будуг, Гырыз, Джек, Салмасоюд.

В предгорной части изготовление ковров сосредоточено в селах Амирханлы, Алиханлы, Пиремсан, Билиджи, Шахназарли, Пирабадил, Зейва, Зохрами, Сумагоба, Хырдагюль-чичи, Сырт-чичи, Дере-чичи, а в равнинной части - в Шабранской низменной зоне - в селах Чай Гарагашлы, Гаджи Гарагашлы, Сусенли, Гарагашлы, Девечи, Моллакямаллы и др. К этой школе относятся и ковры, изготовляемые в Дербенте.

Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда зооморфные мотивы орнаментов, состоящих из геометрических узоров. В коврах этой школы широко распространен и стиль медальонного узора. Самые яркие композиции губинских ковров - "Гадим-минаре", "Гымыл", "Алпан", "Голлу-чичи", "Пирабедил", "Гаджигайыб", "Гырыз", "Джек" и др.

2. Бакинская школа ковров охватывает абшеронские села Горадил, Новханы, Нардаран, Бюльбюля, Фатмаи, Мардакан, Гала, Хиля и др., а также расположенный вне Абшерона Хызинский район и входящие в него села Гяди, Хил, Кеш, Фындыган и др. ковродельческие пункты. Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают овалы (так называемые "гёлы" - ("озера")) геометрической формы, растительные элементы с кривыми линиями. В цветовом колорите ковров Бакинской группы для промежуточных пространств используется в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета. Большинство этих ковров носит название села, где они изготовлены. В Бакинскую группу входят образцы "Хиля-бута", "Хиля-афшан", "Новханы", "Сураханы", "Гала", "Бакы", "Горадил", "Фатмаи", "Фындыган", "Гяди" и др.

3. Ширванская школа ковроделия охватывает Шамаху, Мараза, Ахсу, Кюрдамир, Газымамед (Аджигабул), Гёйчай и окружающие их села. В ширванскую группу входят такие композиции как "Мараза", "Гобустан", "Ширван", "Кюрдамир", "Шильян", "Ширалибей", "Чуханлы", "Биджо", "Сор-Сор", "Аджигабул" и др. Богатые, со сложными узорами композиции ширванских ковров известны со средневековья. Ценные сведения о художественной ценности ширванских ковров содержатся в дневниках немецких, английских купцов и дипломатов XVI-XVIII веков. Еще в XIV-XV вв. эти ковры воспевались в табло европейских художников. Так, нидерландский художник Ханс Мемлинг (XV век) в своем произведении "Мария со своим младенцем" дал изображение ширванского ковра.

4. Гянджинская школа ковроделия охватывает город Гянджу и окрестные села, территории Гедабейского, Геранбойского, Шамкирского и Самухского районов. Центром этой школы является город Гянджа, расположенный на северо-западе Азербайджана. Еще в X-XI вв. Гянджа славилась как центр производства шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже, которая на протяжении многих столетий была центром производства высококачественных ковров, действовали специальные ковродельческие мастерские. Гянджинская школа ковроделия позитивно влияла на ковроделие в окрестных районах.

В гянджинскую школу ковра входят композиции "Гянджа", "Гадим Гянджа", "Голкенд", "Фахралы", "Чайкенд", "Чайлы", "Шадылы", "Чыраглы", "Самух" и др. Входящий в гянджинскую группу ковер для намаза "Фахралы" по своим высоким художественным качествам и стилю ткания отличается от других ковровых композиций.

5. В Газахскую школу ковроделия входят Газахский, Борчалинский на территории Грузии и Гёйчинский на территории Армении ковродельческие центры.

В Газахский пункт ковроделия входят старинный азербайджанский город Газах и окрестные села, а также Агстафинский и Товузский районы.

Гёйчинский ковродельческий центр охватывает Памбак, Лембели, Иджеван, Гарагоюнлу и территорию вокруг озера Гёйча (ныне Севан).

Борчалинский ковродельческий центр охватывает Борчалинский, Гараязинский, Гарачопский, Гачаганский ковровые пункты.

В Газахскую группу входят ковры таких композиций, как "Шыхлы", "Борчалы", "Гаймаглы", "Гарагоюнлу", "Гараязы", "Гарачоп", "Гачаган", "Дагкесемен", "Демирчилер", "Кемерли", "Гёйчали", "Салахлы" и др.

В коврах этих школ малым количеством красок создается гармоничный колорит. Узоры Гянджинских и Газахских ковров еще в средние века привлекали внимание европейских художников, изображения этих ковров даны в работе итальянского художника XV века Карло Кривело "Добрая весть" и в табло немецкого художника XV века Ханса Холбейна "Сваты".

6. Карабахская школа ковроделия, расположенная на юго-западе Азербайджана, развивалась в двух регионах - нагорной и низменной зонах. Нагорная зона Карабаха еще начиная с X века упоминается в письменных источниках арабскими историками ал-Мугаддаси, Масуди и другими как крупный центр ремесла, занимающийся переработкой шерсти и хлопка, а в XIX веке основную роль в производстве ковров играли г. Шуша, села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Трнивиз, Малыбейли, Чанахча, Туг, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багырбейли, Ханлыг, Тутмас. В низменных районах, которые, безусловно, лучше обеспечены сырьем, основное место в производстве ковров играют Джабраил, Агдам, Барда и Физули. К каждому из этих центров относились множество сел, население которых активно изготовляло ковры на продажу. По художественной структуре, технологическим особенностям и цветовому решению к Карабахской ковровой школе относятся Зангезурский и Нахчыванский центры ковроделия. К классическим образцам карабахской школы ковроделия принадлежат такие ковровые композиции, как "Аран", "Багчадагюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманли", "Гарабаг", "Годжа", "Гасымушагы", "Лемберани", "Муган", "Талыш", "Лемпе" ("Лампа"), "Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби", "Шабалыдбута" и др. В Карабахе широко распространены ковровые комплекты - гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов.

Город Шуша был основан в начале 1750-х годов карабахским ханом Панахали. На первых порах город назывался Панахабадом и долгие годы служил столицей Карабахского ханства. В XVIII веке карабахская школа ковроделия была сосредоточена в Шуше. Наряду с коврами классического рисунка в Шуше ткались новые ковровые композиции - "Багчадагюллер", "Сахсыдагюллер", "Булуд" и др., украшенные узорами, взятыми с доставлявшихся из России и Европы подносов, ароматического мыла, ситца и других бытовых предметов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль, называвшийся в народе "гырмыз боджейи", "гурд гырмыз", "палыд джуджусу".

7. 10 февраля 1828 г. в селе Туркменчай вблизи Тебриза был подписан российско-иранский мирный договор, положивший конец войнам между этими странами в 1826-1828 гг. В соответствии с условиями Туркменчайского договора, северная часть Азербайджана вошла в состав России, а южная часть, включающая города Тебриз, Ардебиль, Урмия, Хой, Марагу, Меренд, Маку и другие, осталась под иранским гнетом. Таким образом, Азербайджан был разделен надвое, и с тех пор в обиход вошел термин "Южный Азербайджан". С этого времени образцы тебризской школы ковроделия стали известны во всем мире как иранские ковры.

Тебризская школа ковроделия - наиболее старинная и известная в Азербайджане школа ковроделия, охватывает Тебриз, Ардебиль, Марагу, Меренд, Маку, Хой, Урмия, Зенджан, Гараджу, Херис, Сераб, Ахмедабад, Мириш, Эхэр, Салмас, Гореван, Сенну, Гарадаг и другие ковродельческие пункты. Жившие на этой территории тюрко-язычные племена исстари играли важную роль в возникновении и развитии коврового искусства, в разное время оказывали значительное воздействие на формирование иранского ковроделия. В средние века Тебриз принадлежал к числу важнейших торговых центров и богатейших городов Востока, что в совокупности с торговыми связями с Европой привело к быстрому развитию ковроткачества.

 Тебризская школа ковроделия уже в XI-XII вв. переживала период расцвета, а в XIII-XIV вв. усвоила художественные особенности тебризской школы миниатюры, а в XVI-XVII вв. достигла высокого уровня развития. Ворсистые и безворсные ковры, относящиеся к этой школе, отличаются художественным оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений. Тебризская школа ковроделия по основным ковровым композициям делится на две группы - тебризскую и ардебильскую. В тебризскую группу входят композиции "Тебриз", "Бахшайыш", "Гараджа", "Гореван", "Херис", "Лечектурундж", "Афшан", "Агачлы", "Овчулуг", "Дорд фесил", в ардебильскую группу - "Ардебиль", "Шейх Сафи", "Шах Аббас", "Сараби", "Зенджан", "Мир" и "Ачма-юмма". В тебризской школе ковроделия знамениты и такие классические композиции, как "Баг-бехишт", "Баг-меше", "Балыг", "Бута", "Дервиш", "Кятабали", "Гордест", "Голлу-гюшели", "Гюлданлы", "Лейли ве Меджнун", "Мешахир", "Мун", "Намазлыг", "Неджаглы", "Сервистан", "Сердари", "Саханд", "Силсилеви лечек", "Фархад ве Ширин", "Хайям", "Хатаи", "Хеддад", "Черхи-гюль", "Джейранлы" и другие. Сотканный в Тебризе знаменитый ковер "Шейх Сафи" в композиции "Лечектурундж" (площадь 56,12 кв.м., 1539 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон) является лучшим образцом орнаментальных ковров и жемчужиной тебризской школы ковроделия.

Развитие ковроделия в XX веке. Последующий период развития азербайджанского коврового искусства приходится на середину XX века. В этот период развитие коврового искусства в Азербайджане шло по нескольким направлениям и носило многоплановый характер. Традиции ковроткачества в районах и селах республики продолжались отдельными мастерами-ковроделами. В сотканных ими по традиционным рисункам коврах наглядно проявляется творческое отношение к классическим композициям. Одновременно, в ковроделии возникают новые композиции, элементы узора. В новых рисунках преобладает склонность к растительн6ым узорам, выполненным относительно кривыми линиями, изображениям людей, зверей и птиц, к сюжетным композициям, созданным в лирическом и романтическом стиле. Другим направлением развития коврового искусства является деятельность Производственного объединения "Азерхалча". Изменения, творчески внесенные мастерами в традиционные узоры, озера и цвета в коврах, изготовляемых в цехах и мастерских "Азерхалча", увеличивают численность классических ковровых композиций и обогащают их.

Другое направление коврового искусства продолжается и развивается профессиональными художниками. Ковры, изготовленные на основе созданных ими новых рисунков и орнаментов, имеют важное значение с точки зрения обогащения классических композиций. Несмотря на встречающиеся в этих коврах нарушения классических канонов в композиции, рисунке и колорите, различные художественные и технические средства помогают раскрытию темы.

В Азербайджане осуществлены важные мероприятия для развития ковроделия. Так, в Азербайджанском государственном художественном училище им. А.Азимзаде, Азербайджанском государственном университете культуры и искусства, в колледжах культурного профиля ковроделие преподается как искусство и отрасль науки. Ковроделию как искусству обучают также в профессионально-технических училищах, галереях детского рисунка и пр.

Обучение ковровому искусству как научной дисциплине и его современное развитие в творчестве профессиональных художников тесно связано с именем народного художника республики Лятифа Керимова (1906-1991). Известный как знаток восточного, в том числе и азербайджанского ковра и декоративно-прикладного искусства, видный художник-орнаменталист и ученый-исследователь, Л.Керимов долгие годы изучал азербайджанские ковры, обогатил отечественное декоративное искусство новыми орнаментами, на основе традиционных элементов украшения создал новые декоративные мотивы. Сотканные на основе эскизов Л.Керимова орнаментальные и портретные ковры "Афшан" (1932), "Гонагкенд" (1939), "Лечектурундж" (1952), "Шуша" (1953), "Гёйгёль" (1958), "Гарабаг" (1960), "Ислими" (1964), "Буталы" (1965), "Бахар" (1966, 1976), "Хейванлар алеминде" ("В мире животных") (1969), "Шаби-хиджран" ("Ночь разлуки") (1975), "Зерхара" (1977), "Фирдовси" (1934), "Самед Вургун" (1956), "Вагиф" (1967), "Физули" (1972), "Насими" (1974), "Сафияддин Урмави" (1975), "Аджеми" (1976) и другие, благодаря созвучию элементов орнамента, завершенности композиции, тонкости и выразительности рисунка, богатому колориту, относятся к ценнейшим образцам коврового искусства. За ковер "Сталин", созданный им в 1949 году вместе с коллективом авторов, в 1950 году художник был удостоен Государственной премии СССР. Открытая в 1986 году в Лондоне персональная выставка Л.Керимова прошла с большим успехом, на ней экспонировались ковры "Бенди-руми" (1980, 1981), "Лечектурундж" (1981), "Хатаи" (1981, 1985), "Ачма-юмма" (1982), "Лечекбендлик" (1983), "Кетебебендлик" (1984), "Эсрлерин негмеси" (1985) и др. В многотомной монографии Л.Керимова "Азербайджанский ковер" дан анализ более чем 1300 орнаментальных элементов азербайджанского ковра.




Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2009 ksam.org
Пишите нам: editorksam@mail.ru
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.