Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография Форум
Главная страницаСделать стартовой Карта сайтаДобавить в избранное регистрация
Новости диаспоры
Досуг молодёжи Культурные мероприятия Дни памяти Интервью Аналитика Спортивные мероприятия Организации
Опросы
Наши друзья
























Поиск:



Интервью
Перейти к общему списку

Российский политолог: «Армении сейчас деваться некуда» 11-05-2010
- Какие, предположительно, вопросы будут обсуждаться на переговорах в ходевизита президента России в Турцию?

- Думаю, что основными темами встреч президента Дмитрия Медведева с турецким руководством будет реализация проектов газопроводов, в том числе «Южного потока», и восстановление армяно-турецких отношений. Турция - важный геополитический игрок на юге России. Это - транзитная страна со своими интересами в регионе Южного Кавказа, где многое зависит от позиции Анкары.

Россия уделяет особое значение нормализации отношений Турции с Арменией. Как известно, эти отношения развиваются очень не просто. С одной стороны, отмечалось резкое сближение, но затем этот процесс был приостановлен, поскольку Турция, не без влияния Азербайджана, выставила новое условие, касающееся урегулирования карабахского конфликта, что совершенно не устроило армянскую сторону. Думаю, что мимо этого вопроса президент РФ пройти не может, поскольку Россия входит в число стран-посредниц, которые должны каким-то образом обеспечить решение этого конфликта.

Нельзя сказать, что урегулирование карабахского конфликта рассматривается в ближайшем будущем. Такое ощущение, что этот процесс проходит «приливами» и «отливами». То президенты Армении и Азербайджана встречаются на нейтральной территории, что само по себе сулит некий прогресс, то наступает полный застой. По моей информации, сейчас процесс застопорился. Причем карабахская проблема главенствует в отношениях Турции и Армении. Безусловно, президент Медведев будет говорить об этом со своими турецкими собеседниками. Думаю, что в интересах России - возобновление процесса сближения Армении и Турции. Медведев попытается оказать влияние на турецкую сторону с тем, чтобы снять эти дополнительные условия, которые были выдвинуты в последнее время.

- Но в отношениях Турции и Армении есть другая проблема - политика Еревана по признанию «геноцида». Может ли Москва повлиять на Армению, чтобы руководство этой страны отказалось от претензий на «геноцид»?

- Россия вряд ли может это сделать. Тут возможен некий компромисс: Армения смягчает позицию в ответ на смягчение позиции Турции. Армения никогда от политики признания «геноцида» не откажется. Любой армянский политик, который это сделает, подпишет себе смертный приговор в политическом, а не физическом смысле. Хотя, кто его знает. Формально Армения от этого требования не откажется, другое дело, когда эти требования можно держать в кармане и изредка выносить на свет. Просто пореже их предъявлять, если турецкая сторона пойдет на уступки. Не думаю, что в этом вопросе Россия имеет сильное влияние на Армению. Российские политики понимают, что для армянского народа этот вопрос - принципиальный.

- Заинтересована ли Россия в скорейшем урегулировании карабахского конфликта?

- Россия заинтересована в обеспечении стабильности в регионе Южного Кавказа. Причем РФ является одной из стран-посредниц в урегулировании карабахского конфликта. Россия, как посредник, может содействовать тому, чтобы стороны пришли к компромиссам. Год назад в Праге я разговаривал с американским посредником, и тогда у всех сопредседателей МГ ОБСЕ, в том числе и у российского, был оптимистический настрой. Тогда все говорили, что очень скоро что-то решится.

- Не приведет ли восстановление армяно-турецких отношений к снижению актуальности России для Армении? Ведь руководители Армении не скрывали, что РФ им нужна для защиты от Турции…

- Россия и Турция в какой-то степени являются конкурентами в Кавказском регионе. Но Турция не сможет вытеснить Россию с Южного Кавказа. Это ей не удастся, поскольку Россия просто так не уйдет. Москва имеет свои интересы в этом регионе. Часть Кавказского региона является территорией России, и тут многое взаимосвязано. Причем у России, помимо Северного Кавказа, появилось в регионе очень слабое звено - испорченные отношения с Грузией. Не думаю, что Россия может позволить себе испортить отношения еще с кем-то в регионе.

Вытеснить Россию вряд ли возможно, но Турция может попытаться снизить ее влияние на Южном Кавказе. С этой точки зрения, если удастся снять напряжение между Турцией и Арменией, это даст шанс Еревану проводить более многовекторную политику.

Сейчас Армении деваться некуда, так как закрыты ее границы с Азербайджаном и Турцией, и единственная помощь поступает из России. Вполне возможно, что выход из состояния анклава, в котором оказалась Армения, понизит влияние России на Ереван и, соответственно, на кавказский регион. Но это, как говорится, «писано вилами на воде». На этом пути есть очень большие проблемы в лице карабахского конфликта, армяно-турецких отношений.

Пока же, в любом случае, Россия остается крупным стратегическим игроком в регионе Кавказа, и ее позиции будут сохранены. Причем не только политические и военные, но и экономические. Дело в том, что Россия - важный экономический партнер не только для Армении, но и для Азербайджана. А с реализацией проекта «Южный поток» она становится важным экономическим игроком и в целом на юге Европы.

- Может ли Москва предложить Турции отказаться от условий в вопросе нормализации отношений с Арменией, в обмен на прокладку через турецкую территорию газопровода «Южный поток»?

- Думаю, что каждую проблему в регионе можно решить только в комплексе с другими проблемами. На то, чтобы от чего-то отказаться и с чем-то согласиться, влияет масса факторов. Это и азербайджано-турецкие, и турецко-армянские отношения, интересы других стран. Хотя в данном случае между РФ и США особых противоречий нет. Это довольно сложный процесс, и я не стал бы рассматривать один вопрос в отрыве от других.

Надо отметить, что вначале Турция не выдвигала урегулирование карабахского конфликта в качестве условия нормализации отношений с Арменией. Когда турецкие руководители посетили Ереван, условия, касающегося карабахского конфликта, не было. Только после давления со стороны Азербайджана вопрос Нагорного Карабаха начал фигурировать в армяно-турецких переговорах. Теперь обижается Армения.

В решении подобных вопросов не все так прямолинейно: мы вам «Южный поток», а вы отказываетесь от Нагорного Карабаха. В этой дипломатической торговле присутствуют не только два товара. На переговорах могут быть разные варианты. К примеру, условие может существовать только на бумаге, или же требование не снимают, но не настаивают на выполнении, и пр. В любом случае, просто такие вопросы не решить.


Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2009 ksam.org
Пишите нам: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.