Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография Форум
Главная страницаСделать стартовой Карта сайтаДобавить в избранное регистрация
Новости
Политика Экономика Туризм Спорт События и факты Светские новости Статьи Антиазербайджанская деятельность
Опросы
Наши друзья
























Поиск:



Политика
Перейти к общему списку

«Восточное партнерство» - Россия теряет Южный Кавказ 20-05-2010
20 мая на очередной пленарной сессии Европарламента будет обсужден вопрос стратегии ЕС на Южном Кавказе. Как сообщает АПА со ссылкой на пресс-службу Европарламента, на сессии с докладом выступит депутат из Болгарии Евгений Кириллов. В докладе будут отражены вопросы сотрудничество ЕС с Азербайджаном, Арменией и Грузией в рамках Политики Европейского соседства и программы «Восточное партнерство», вопросы безопасности и мирного урегулирования конфликтов, прогресс, сделанный тремя странами в сфере прав человека и верховенства закона, вопросы экономики и социального развития.

Ожидается, что по итогам заседания будет принята резолюция по стратегии ЕС на Южном Кавказе.

Между тем, на минувшей неделе еврокомиссар по расширению и европейской политике добрососедства Штефан Фюле в Брюсселе сделал, пожалуй, одно из самых интересных политических заявлений. По его словам, политика «Европейского соседства» является игрой, в результате которой выигрывают все стороны – чем активнее страны «европеизируются», тем больше положительная реакция ЕС.

Что касается других инициатив ЕС, то Совет министров иностранных дел 27 стран Евросоюза одобрил переговорные рамки, выдав Еврокомиссии мандат на ведение переговоров о заключении двухсторонних соглашений об ассоциации между ЕС и Арменией, Азербайджаном и Грузией, которые заменят действующие двухсторонние договора о партнерстве и сотрудничестве. Верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон по этому поводу сказал, что заключение соглашений открывает для стран Южного Кавказа перспективу политической ассоциации и постепенной экономической интеграции с ЕС на базе программы «Восточного партнерства».

По мнению же главы МИД России Сергея Лаврова, программа «Восточного партнерства» со странами СНГ может быть ущербной для отношений России с этими странами, но пока особых причин для беспокойства нет.

Одним словом, в существующих отношениях России и ЕС есть негативные проявления и они состоят в том, что Россия считает Европейский Союз конкурентом и сильно огрызается на проявления конкурентного поведения. Это, конечно, вносит в отношения определенные раздражения.

Стоит отметить, что Штефан Фюле по этому поводу также сделал не менее интересное заявление: «Евросоюз не хочет конкурировать с Россией на постсоветском пространстве. Мы не хотим конкуренции между Россией и ЕС в этом регионе. Что мы хотим, так это сотрудничество, которое приносит пользу».

Фюле напомнил, что ЕС предлагал России участвовать в своей программе "Восточное партнерство", которое предусматривает политическую и экономическую интеграцию ЕС с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Молдавией и Белоруссией, однако российские власти не приняли это предложение.
При этом еврокомиссар указал, что для России по-прежнему открыты двери для участия в проектах, предусмотренных программой "Восточное партнерство".
"Еврокомиссия открыта к рассмотрению других путей вовлечения России в наши проекты и идеи, которые мы имеем в этой части Европы, и к тому, как комбинировать наши политики "мягкой власти", - сказал Фюле.

Напомним, что инициатива "Восточное партнерство", в которую включены Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина, официально запущена на саммите ЕС, который прошел 7-8 мая прошлого года Праге. Для реализации программы ЕС выделил 600 миллионов евро на 2009-2013 годы. В рамках программы "Восточное партнерство" предполагаются переговоры о введении зон свободной торговли, заключении стратегических соглашений, осуществлении проектов по обмену студентами, защите окружающей среды и энергообеспечение и упрощении, а затем отмене визового режима. ЕС уже начал процесс облегчения визового режима и реадмиссии с Украиной, Молдовой и Грузией.

Начнем с того, что, безусловно, ЕС сегодня находится в постоянном поиске механизмов сотрудничества с постсоветскими странами. Ситуация такова, что в Евросоюзе на примере Грузии прекрасно понимают, что бывает, когда та или иная международная структура предпринимает попытки интегрировать постсоветские республики, взаимоотношения с которыми Россия считает монопольным правом. Сегодня Москва выстраивает жесткую структуру постсоветского пространства, пытаясь патронировать ряд республик через такие организации, как ОДКБ и ШОС. А на примере Грузии в 2008 году она явно продемонстрировала имеющиеся у нее в наличии инструменты и рычаги влияния: провоцирование нестабильности за счет нерешенных конфликтов. Таким образом, надеяться на то, что Россия невозмутимо и нейтрально взирает на процесс политической интеграции ЕС с постсоветскими республиками, было бы наивно. Тем более что между Россией и ЕС по-прежнему существуют глубокие разногласия в некоторых ключевых областях, которые трудно устранить в короткое время.

Также наивно было бы предполагать, что в Кремле не понимают, что попытка сближения Евросоюза с бывшими советскими республиками имеет целью не столько установление тесных отношений, ведущих к членству этих государств в ЕС, сколько решение проблемы безопасности энергопоставок. После ряда «газовых войн» отношения, например, с Украиной и Грузией, осуществляющими транзит газа, стали для Европы критически важными. Грузия, транспортирующая азербайджанскую нефть, доля которой в потреблении Европы весьма незначительна, представляет интерес для Европы как потенциальный транзитер центральноазиатских ресурсов, если Казахстан и Туркменистан отдадут предпочтение транскавказскому транзитному пути. А через трубопроводную систему Украины проходит 80% газа, который Россия поставляет в Европу. Вдобавок к этому Украина в случае продления нефтепровода Одесса-Броды до Гданьска станет важным звеном в транспортном коридоре Средняя Азия-Центральная Европа - прямом конкуренте российских маршрутов экспорта нефти и газа.

Таким образом, можно предположить, что "новый механизм сотрудничества со странами Южного Кавказа" все же подразумевает под собой более мягкую позицию и сотрудничество в первую очередь с самой Россией. Разумеется, это в большей степени отвечает реальным интересам самого Евросоюза, так как, помимо того, что Россия является крупнейшим поставщиком энергоносителей для ЕС, она может создать реальную угрозу энергетическим проектам экспорта нефти и газа, альтернативным российским.

Более того, сотрудничество в рамках программы "Восточное партнерство" волей-неволей снижает шансы России на выстраивание общего экономического пространства на территории государств бывшего СССР. Кроме того, если европейцы втянут в сферу своего влияния шесть бывших советских республик, пять из которых входят в СНГ, то шансы придать развитию Содружества новый импульс сведутся практически к нулю.

В России прекрасно понимают, что Европа путем программы "Восточное партнерство" делает серьезную заявку на перехват геополитического лидерства у России на постсоветском пространстве. Одним словом, беспокойство России в первую очередь связано с опасностью потери регионального доминирования и влияния на ранее подконтрольных Москве территориях. Москва считает, что вовлечение кавказских государств в политическую орбиту Запада отсечет эти государства от России и вытеснит российское влияние в регионе. Ведь Россия фактически не смогла реализовать основные задачи своей внешней политики на Южном Кавказе, когда она пыталась создать в регионе условия, при которых северный маршрут транспортировки каспийской нефти стал бы чуть ли не единственным. Кроме того, Москва не смогла предотвратить дальнейшее влияние НАТО на Грузию, Азербайджан и Армению. Легко себе представить, что пристальное внимание России к евроинтеграции постсоветских республик связано именно с этим вопросом.

Тем более что вступление государств Южного Кавказа в состав ЕС пока не рассматривается. Создание организации "Восточное партнерство" в ближайшей перспективе исключает возможность их присоединения к ЕС.

С этой точки зрения, судя по всему, несмотря на "новые механизмы сотрудничества" ЕС, постсоветские республики вынуждены будут проводить политику, основанную на национальных приоритетах, но с учетом экономических и политических реалий. Ведь ситуация с Грузией показала, что ссориться с Россией очень опасно.



Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2009 ksam.org
Пишите нам: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.