Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография Форум
Главная страницаСделать стартовой Карта сайтаДобавить в избранное регистрация
Новости
Политика Экономика Туризм Спорт События и факты Светские новости Статьи Антиазербайджанская деятельность
Опросы
Наши друзья
























Поиск:



Туризм
Перейти к общему списку

Еще раз про любовь 19-06-2010
Я люблю этот город. Люблю его весной в пору недолгого буйства яркой зелени, осенью – в период затяжных косых дождей, зимой – в период лютых, срывающих одежду и сбивающих с ног ветров, летом – в период такого яркого, что кажется белым, солнца, северного прохладного ветра «хазри»… Люблю всегда. И даже этот прилипчиво-влажный воздух, пропитанный влагой, запахом нефти и тающего от зноя гудрона, я, возвращаясь домой из поездок, вдыхаю как сладчайший аромат.
Мой город… Он как магнит притягивает тех, кто хоть однажды побывал в нем. И сюда, на Абшеронский полуостров, где вдоль Каспия уютно улегся Баку – город ветров, а в переводе с древнеперсидского – белый, они возвращаются вновь и вновь. Или, по крайней мере, мечтают об этом. А он и правда белый! Большую часть года под палящими лучами солнца из века в век дома из серого природного камня выгорали, затем - шлифовались ветрами, отмывались дождями и незаметно превращались в «старичков». Но каких красивых! Каких величественных и статных! У каждого дома – свой век и своя судьба. Так же, как и у его обитателей. Здесь что ни дом – то история. Страны. Рода. Семьи. Человека. Вот дом Тагиева. Этот – Гаджикасимского. А здесь жили Асадуллаевы. Красивые дома!
Давайте пройдемся по старому городу – Ичери шэхэр; полюбуемся его узкими улочками, Дворцом Ширваншахов, минаретами вновь отстроенной мечети, Девичьей башней, Каравансараем и старинной торговой площадью, куда на верблюдах и мулах по караванному пути купцы разных стран привозили свои товары… Здесь шла бойкая торговля и звонкие голоса зазывал едва могли перекричать разноязыкий гомон продающе-покупающей толпы. Так, постепенно, начиная с XVI века, Баку становится весьма выгодным торговым центром на всем караванном пути. Сюда с Востока и Запада приезжают купцы, заключаются выгодные торговые сделки на покупку шелков, ковров, черной маслянистой жидкости, которую использовали для освещения улиц, пряностей и много чего другого. Сюда из Индии приходят зораострийцы, чтобы построить храм огню и поклоняться ему как высшему божеству. Таких храмов всего три во всем мире. Один – на Абшероне. Знаете, если подняться в воздух и с высоты птичьего полета посмотреть на него сверху, то можно увидеть, что этот полуостров похож на парящего в воздухе орла с острым длинным клювом. Но не будем отрываться от земли и посмотрим на Храм огнепоклонников вблизи. Сейчас здесь музей, где любят бывать туристы. А настоящий огонь, который вырывается из-под земли, можно увидеть на Янардаге. Он горит там круглый год. Даже во время дождя. Бакинцы любят приехать сюда на часок-другой, посидеть у огня, полюбоваться им. Это тоже чудо природы, которому, как явлению, давным-давно дано объяснение, но в нас все еще живы инстинкты язычников и мы с удовольствием и благоговением смотрим на этот вырывающийся из-под земли и воспламеняющийся газ.
Вот так, с языческих времен эта земля, которую мы называем сегодня Азербайджан, открывала свои границы для разных народов, не придавая особого значения тому, на каком языке они говорили и кому поклонялись: огню, ветру или солнцу. С XVII века на этой земле живут молокане, изгнанные из Руси Екатериной за раскольнический дух и неповиновение. Почти 400 лет тому назад 2000 семей появились на одном из участков ханской земли и неожиданно для себя обнаружили вырубленную в скале мечеть. Старший из молокан обратился к молле с просьбой дать его народу возможность передохнуть, обогреться и поесть. Молла же предложил им разместиться в выдолбленных в скале небольших пещерах, пожить здесь, оглядеться, а потом принимать решение, что делать дальше. Измученные дальней нелегкой дорогой люди с радостью приняли это предложение. Да так и остались на этой теплой гостеприимной земле. Так возникло селение Мараза, в котором и поныне живут многие из потомков тех первых молокан, нашедших приют и спасение на этой земле. А несколько лет назад поклониться этому святому месту, отдать дань памяти захороненным в этой земле предкам, приехали, выполняя наказ старейшин, несколько десятков паломников из Ставропольского края. И первое, что они сделали, – пришли в мечеть как в дорогую святыню и, поклонившись ей, вознесли молитву Всевышнему, прося у него благословить народ и землю, так хлебосольно и добросердечно протянувшим руку помощи иноверцам. Молился вместе с ними и молла. И общая молитва, вознесенная на разных языках к Богу, наверняка была услышана. Потому что в ней ничего, кроме любви, добрых намерений и мирных помыслов, не было. Таких примеров история моей земли знает множество. И их можно рассказывать часами. Но… Давайте вернемся в город!
Его улицы помнят многое. Они истерты подметками тех, кто в середине XIX, а потом в начале XX века прибыл на эту землю, чтобы добывать из нее нефть. Русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, евреи, поляки, немцы, чехи! Инженеры, рабочие, ремесленники, художники, поэты, артисты! Баку – город теплый и хлебный. Миролюбивое и терпимо относящееся к другим верам население всегда с удовольствием делилось своей культурой с приезжими и так же перенимало у них то, что было нужным и полезным. Здесь сошлись Восток и Запад. Сошлись, чтобы перетечь друг в друга и дать миру особый сплав культуры, именуемой бакинской.
Я люблю мой город. Эти дома, эти крыши. Утренний азан, призывающий правоверных к молитве, перезвон колоколов православных храмов. Эти маленькие шпили генуэзских башенок на старинных домах. И воспоминания родителей об их юности, которая выпала на оттепель 60-х. Но, может быть, моей фантазии было бы недостаточно, если бы не фильм, снятый по сценарию Рустама Ибрагимбекова «В одном южном городе». Я люблю его пересматривать. Не только потому, что там мои любимые актеры и они так молоды! Там есть та замечательная атмосфера общего многонационального дома, которая так дорога нам всем. Там город такой родной, такой узнаваемый! Он как один общий огромный дом.
Как быстротечно время! Вот уже и мои дети подрастают. Но для них рассказы о купленном за 10 копеек и съеденном прямо на улице кулечке жареных каштанов - всего лишь история из прошлого. Она не имеет того аромата детства, которое помню я: с общими чаепитиями во дворах, утренними криками молочницы, развозившей молоко по дворам, общими праздниками, общими проблемами. Интернациональные бакинские дворики! Уходящая натура восточной экзотики. Хотя, может быть, правильнее сказать – советской? Вот и выходит, что город, дом, родина – это не просто постройка из камня. Это что-то несоразмерно большее. Что? Наши детские воспоминания, ощущения, запахи… Я помню запах пахлавы в марте, когда все соседи, независимо от национальности, готовились к встрече Новруз байрамы. Сколько сладостей! Мы, дети, по запаху уже знали, у кого из соседей какие сладости пекутся! И все это делалось женщинами всего рода непременно вручную! Теперь я покупаю эти сладости для своих детей в магазине, потому что нет времени на то, чтобы их приготовить самой...
А потом наступали дни для еврейской мацы. Здесь все было строго, аскетично и даже немного печально. Позже – дни куличей и пасхи. Они тоже сопровождались ароматом сдобы из венского теста и запахом ванили, которую моя незабвенная Муся подмешивала в специально приготовленный творог с изюмом, сливками и чем-то еще, что и превращалось в этакую горку, именуемую «пасхой». Муся… Мария Владимировна Толстая. Русская дворянка, жена комиссара, оставшаяся в этом городе навсегда. Она очень смешно говорила по-азербайджански, как-то по-русски округляя звуки и придавая им твердость в звучании. Но соседи ее обожали.
Однако… Вернемся в центральную часть города. Пройдемся по бульвару. Здесь можно прокатиться на фаэтоне, представив, что ты в позапрошлом веке …Можно прокатиться на колесе обозрения и увидеть панораму города не хуже, чем с крыши Девичьей башни. Можно забраться на крышу любого дома в Ичери шэхэр и увидеть крыши других домов: разные-разные!
Давайте заглянем вот в этот дом. Здесь жил когда-то нефтепромышленник Мирза Асадуллаев. Здесь родилась его младшая дочь Ум-эль-Бану (Банин), которая 11-летней девочкой увидит революционные события в Баку и много лет спустя, став известной писательницей во Франции, опишет их в своей книге «Кавказские дни».
Потом, много позже, она с юмором будет вспоминать, как маленькой девочкой просила Бога о том, чтобы их большая семья вдруг стала бедной.
…Перед отъездом в Париж она поехала в имение – проститься с родными местами. Огромный дом! Он казался осиротевшим и заброшенным. «Я наведалась в бабушкину кухню. Холодная и пустая, она вызывала мысль о всемирном запустении. Весь дом казался мертвецом с украденной душой. Я пронеслась по дому из комнаты в комнату; это впечатление смерти усиливалось с каждым шагом. На террасе я остановилась и присела на скамью… Дом, покинутый людьми, как будто смотрел на меня с укором. Я пошла к винограднику. Легла на валун, на котором познакомилась с Андрэ... Вокруг меня были мои тополя: прямые, как и до революции, которая их не погнула. Эти тополя, шумевшие то яростно, то нежно, этот просторный дом, который каждое лето видел, как я возвращаюсь чуть повзрослевшей, это море, ярко синевшее фоном, все, что я любила во времена, когда верила, что жизнь будет лишь нескончаемой чередой цветущих завтра, когда смерть была для меня лишена смысла – все это для меня теперь умрет. Я не вернусь, не услышу, не почувствую больше этот мир, который долгие годы был для меня единственной и ласковой Вселенной. Я теперь понимала, что вещи, люди, чувства призваны исчезнуть – один за другим, что жизнь - не только счастье, будет все – разрывы и сожаления, что каждую секунду какой-то кусочек откалывается от нас и падает за корму, теряясь безвозвратно. И так всю жизнь. Таковы были истины, которые поведали мне на прощание море, небо и тополя».
Она уехала в 1924 году. Уехала, чтобы не вернуться уже никогда. Даже тогда, когда ее приглашали. И только перед смертью в 1992 году призналась, что сожалеет об этом. Она, окончившая жизнь в Париже, но так и не сумевшая разлюбить город, распростертый в абшеронской излучине. Город, магнетически притягивающий сердца, берущий их в плен любви навсегда…




Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2009 ksam.org
Пишите нам: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.