Джамиля Керимова: "В музыке есть эмоции, оживляющие настроение и зрительное впечатление"12-01-2011
- Получение стипендии, то есть забота государства о талантливой молодежи и подготовке специалистов высокого уровня для творческих коллективов республики – важная составляющая такой акции, как стажировка в признанных школах, но туда ведь принимают не всякого...
- Материальная поддержка в моем случае имеет особенно важное значение. Да, я выдержала конкурсный отбор, получила хорошие отзывы, но жить и учиться целый учебный год в Москве… Нет, моим родителям такая нагрузка не по силам.
- Еще в БХУ давно заметили твои способности, прочили большое будущее в балете…
- Потому, наверное, государство и предоставило мне возможность совершенствоваться.
- А отборочная комиссия зачислила как человека, обладающего природными данными. Кстати, что это за данные такие?
- На первый взгляд, это способности, не замечаемые зрителями и видные только профессионалам, но, в конце концов, на сцене проявляется все - ширина шага, высота прыжка, скорость и четкость вращения и, особенно - музыкальность. Движения классического танца можно четко исполнять на уроке, а на сцене все надо танцевать… под музыку!
- Или "в музыку", как говорят у вас, находясь во власти ее стихии.
- Конечно!
- Все это увидели педагоги, принимавшие тебя в Московскую академию хореографии?
- Получилось так, что в июне 2009 года я участвовала в проводившемся Академией XI Международном ежегодном конкурсе хореографов, показывая поставленный заслуженным артистом Азербайджана Самиром Самедовым номер "Танго для одной", и там меня увидели в современном танце. Но этого было маловато. Летом минувшего года, уже нацеливаясь на стажировку, я показалась в Московской академии ведущему педагогу Татьяне Гольцевой.
- Ее слово и стало решающим?
- Она отметила высокий уровень подготовки и сказала, что я могу "стать стажером, чтобы получить высокую квалификацию".
- Это и был "вердикт" о зачислении?
- В общем-то, да. Слышала, что отсеялись многие из претендентов.
- Что и требовалось доказать. И вот начались занятия. Все вокруг новое, необычное…
- Я вас наверняка удивлю, сказав, что особенных отличий сразу не заметила. К чести моих бакинских учителей, программа, задания оказались мне вполне под силу, трудностей при их исполнении не испытываю.
- И наверняка вспоминаете Тамиллу Ширалиеву, народную артистку Азербайджана…
- Постоянно! В свое время Тамилла ханым получила прекрасную классическую закалку и впитала в себя безграничную любовь к балету в классе народной артистки СССР первой азербайджанской балерины Гамер Алмасзаде, да и в московской школе прошла стажировку у много лет возглавлявшей ее Софьи Головкиной. Ведущая балерина Азербайджанского театра оперы и балета, репетитор труппы, многоопытный педагог и художественный руководитель БХУ Тамилла Ширалиева - человек-труженик, обладающий обширным кругозором, профессионал высочайшего уровня.
- Хочешь сказать, в Москве тебе и делать нечего?
- Ну что вы! Успешная балерина и опытный преподаватель Вера Викторовна Поташкина так заботливо работает с нами - ей есть чем увлечь и вдохновить нас.
- Хорошо известно, что выпускнику совсем не просто войти в "производственный процесс", каким для юных танцовщиков становится спектакль, сцена; что уже количество занятий в школе с богатыми традициями - само по себе подарок судьбы. Учебный день у вас загружен до предела, не так ли?
- Сами знаете, балет - это изнурительный труд. Каждый день по полтора часа занимаемся классическим танцем. По два раза в неделю - в классе дуэтного танца. Кстати, в Московскую академию поступил выпускник БХУ Доджини Лурди - из числа албанцев, много лет получающих хореографическое образование именно в Баку, где работает их соотечественник, ныне удостоенный звания "Заслуженный учитель Азербайджана" Пулумб Агилеу. Именно он стал моим партнером в такой дисциплине, как дуэтный танец.
- Проходите и другие предметы?
- По два раза в неделю занимаемся народно-сценическим танцем, современной хореографией, актерским мастерством. А еще проходим "сценический репертуар" для показа на сцене школьного театра - он в Академии совсем как настоящий.
- Что доверили показать тебе?
- Вариацию Одиллии из третьего акта "Лебединого озера". Начала готовить ее в октябре, а показывать буду в феврале - по окончании полугодия состоится концерт, как бы смотр достижений.
- Только и всего? На отчетно-выпускном концерте в БХУ тебе доверили танцевать сложнейшее па-де-де из "Дон Кихота" Л.Минкуса, а тут всего одна вариация, подготовленная за полгода?
- Вы же знаете, что отчетно-выпускной концерт в БХУ – своего рода звездный час для каждого ученика, а для выпускника тем более. Там следует показать все, чему тебя учили за проведенные в стенах училища годы. Непросто предположить, как сложится судьба того или иного выпускника, но шанс станцевать настоящую балетную партию девочке или премьерский репертуар юноше уж в тот-то вечер у нас предоставляют каждому.
- Сейчас у театра оперы и балета есть возможность выбирать танцовщиков, достойных работать в его труппе - механически всех окончивших не принимают.
- Конечно! Берут самых способных и трудолюбивых, перспективных.
- Кого приняли из последнего выпуска?
- Пярвин Наджафову и Александра Левитана.
- Сейчас в театре налаживается тенденция назначать молодых на ведущие и совсем не простые партии в больших спектаклях - тебя это должно радовать.
- Безусловно, радует.
- А с какими достижениями вернешься в театр?
- Ежедневным тренингом никого не удивишь. Пожалуй, я стала больше внимания обращать на музыкальность исполнения. Знаете, вникая, я стала понимать и чувствовать, что в музыке есть все – характер героя, стилистика движений и, особенно – эмоции, оживляющие настроение и зрительное впечатление.
- Надо полагать, дает о себе знать генетический код мамы, выдающейся скрипачки Тофы Бабаевой, солистки и ведущей артистки Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли…
- Не исключено. Когда-то я несколько лет занималась в музыкальной школе по классу скрипки.
- А почему балет?
- Окружающие подметили, что танцы у меня лучше получаются, и, попав в хореографическое училище, еще ребенком я поняла, что, как говорится, это - мое.
– Что ж, специалисты вполне согласны с этим.
- Но они-то хорошо знают, насколько это трудный, тернистый путь!