Новости диаспоры Публикации Новости Библиотека Россия Азербайджан Фотография Форум
Главная страницаСделать стартовой Карта сайтаДобавить в избранное регистрация
Библиотека
Книги Ровшана Мустафаева Армянский Терроризм Ислам Книги о Исламе Статьи о Исламе Исламская поэзия Сказки народов мира Азербайджан Христианство
Опросы
Наши друзья
























Поиск:



Статьи о Исламе
Перейти к общему списку

Мусульмане, кто они?

МУСУЛЬМАНЕ: КТО ОНИ?

Ежедневно мы многократно слышим и читаем о мусульманах: упоминания о мусульманах – как с положительным, так и с отрицательным оттенком – мелькают в газетных публикациях, в теле- и радионовостях, ибо мусульмане составляют сегодня значительную часть населения земного шара. Но, несмотря на такое внимание со стороны современных масс-медиа, информация о мусульманах часто бывает предвзятой и необъективной, что конечно же способствует формированию в обществе мифов и ложных стереотипов об Исламе и его последователях.

“Традиция” сознательно или невольно представлять мусульман в негативном свете имеет многовековую историю. В трудах европейских и отечественных авторов искаженно представлялись не только мировосприятие и моральный облик мусульман, но и само слово “мусульмане”. Их называли “магометанами”, “мухаммеданами”, “сарацинами”, “агарянами”, “басурманами”, что само по себе оскорбительно для мусульман. Даже нынешнее общепринятое название “мусульмане” не является точным. “Мусульманин” – искаженное от “муслим” (сравните английское “Muslim”). Интересно в этой связи вспомнить, что в 1964 г. II Ватиканский Собор Римской Католической Церкви в своей декларации, обращенной к мусульманам, демонстрируя свое уважение к ним, изменил традиционное латинское написание “musulmanus” на “muslimus”.[1]

Сегодня более 1 миллиарда человек на Земле считают основополагающей программой своей жизни Священный Коран – ниспосланное Творцом всего сущего Священное Писание, не искаженное человеческими вымыслом и фантазией.

Наша задача в данной статье – дать краткий очерк о мусульманах: кого можно назвать таковыми с канонической точки зрения, на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Итак, кто же они – мусульмане, “люди, покорные Единому Богу”?

1. Мусульмане поклоняются только Единому и Единственному Богу.

Прежде всего мусульмане – это люди, покорные Единому Богу, о чем свидетельствует главная формула признания Единобожия – шахада: “Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах” (“Свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Бога, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Его”).

“О люди! Поклоняйтесь Господу своему, Который сотворил вас и тех, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненны” (Св. Коран, 2:21).

“Всевышний, ангелы и ученые мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всем. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого” (Св. Коран, 3:18).[2]

Самым большим грехом является придание кого-то или чего-то в сотоварищи Всемогущему Творцу. Отход от Единобожия, обожествление неживых предметов материального мира называется ширком.

Ширк – это поклонение кому-либо и преклонение перед кем-либо, кроме Всевышнего Господа, т.е. приравнивание кого-то или чего-то Всемогущему Создателю. Конечно же сегодня маловероятно поклонение камню, могиле или солнцу. Однако нынче есть бесчисленное множество примеров, когда сознание людей находится в плену чувств и соблазнов, когда они преклоняются перед кумирами, роскошными вещами, деньгами и т.д. К большому сожалению, такие люди поклоняются лжебогу – своему “эго”, отказываясь поклоняться Всевышнему Творцу всего сущего, Который сотворил их, дав совершенство им самим и всему, что их окружает.[3]

“Поистине, Аллах может простить все грехи, кроме придания кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи” (Св. Коран, 4:48).

Пророк Мухаммад задал вопрос: “Не сообщить ли вам о самых великих грехах?”

– Сообщи, – попросили его сподвижники.

– Многобожие, ослушание родителей и лжесвидетельство, – сказал Пророк.

Если кто-то придаст Аллаху сына, помощника или посредника, возведет какое-то чувство или прихоть на уровень, равный Богу, то есть откажется от истинных религиозных ценностей, забудет о всеведении, всезнании и всесилии Творца, и смерть настигнет его следующим по пути Сатаны, то он перестанет быть мусульманином. В мир иной этот человек уйдет многобожником (мушриком), явно заслуживающим вечного пребывания в Аду.

Да убережет нас Всевышний от поклонения сотворенному!

2. Мусульмане веруют во всех пророков Всевышнего, начиная от Адама и завершая Моисеем, Иисусом и Мухаммадом (мир им), в те Писания, которые были ниспосланы Богом человечеству через пророков, а также в существование ангелов.

“Уверовал Пророк в то, что было ниспослано ему и все истинно верующие [уверовали вместе с ним]. Каждый уверовал во Всевышнего, ангелов Его, книги Его и Его пророков. Мы не делаем различий между ними” (Св. Коран, 2:285).

“О те, которые уверовали! Уверуйте во Всевышнего, Пророка Его и Писание, которое было ему ниспослано, а также Писания, которые были ниспосланы до него. Кто же не уверует во Всевышнего Творца, ангелов Его, книги Его, Его пророков и Конец Света, тот, поистине, сошел с правильного пути” (Св. Коран, 4:136).

3. Мусульмане убеждены в неминуемом наступлении Конца Света, Судного Дня и жизни вечной в Раю или в Аду.

Мусульмане “веруют во Всевышнего… и Конец света”, ибо “каждая душа почувствует вкус смерти. И, поистине, получите сполна вы за деяния свои в Судный День. И кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил. И, поистине, не является эта жизнь ничем, кроме как предметом соблазна” (Св. Коран, 3:185).

4. Мусульмане веруют в предопределение, которое основано на Мудрости и Всезнании Всевышнего.

Они знают, что все предпосылки для совершения благих или преступных деяний, доброго или скверного созданы Творцом всего сущего, а человек имеет право выбора. Только Аллах знает, что будет через мгновение или минуту, месяц или многие годы. Люди же могут только предполагать на основе закономерностей, установленных Творцом.

“Всевышнему принадлежит скрытое в небесах и на земле. К Нему возвращается все. Поклоняйся Ему и полагайся на Него. Господь твой ведает о том, что вы делаете” (Св. Коран, 11:123).

“Не постигает кого-либо беда, кроме как по дозволению Всевышнего. Кто уверует в Бога, сердце того будет на верном пути [, он будет понимать суть происходящего,анализировать события и явления, не будет отчаиваться, зная, что постигшие его трудности или беды разрешимы по милости Творца]. Аллах ведает обо всем”(Св. Коран, 64:11).

5. Мусульмане ежедневно совершают обязательные молитвы и раз в году выплачивают обязательный налог (закят)[4].

Молитва – прямое обращение к Всесильному и Всезнающему Богу, благодарность за дарованные Им неисчислимые блага. Это особое состояние человеческой души, состояние духовного очищения и спокойствия, выражение надежды на милость Господа.

Налог – умение поделиться с ближним, с малоимущими братьями и сестрами, осознание того, что все дарованное нам Всевышним – лишь временная услада, являющаяся испытанием для нас.

“Совершайте молитву и выплачивайте закят” (Св. Коран, 2:83). “Богобоязненны также те, кто уверовал в неведомое [, то, о чем сообщено в Священных Писаниях, но люди на данном историческом этапе не в состоянии это увидеть и познать. К примеру, Судный День, Ад, Рай, существование ангелов и многое другое], совершает молитву и выплачивает с того, чем Мы его наделили” (Св. Коран, 2:3). “О те, которые уверовали! Просите помощи у Всевышнего терпением и молитвой. Поистине, Аллах с терпеливыми” (Св. Коран, 2:153).

6. Мусульмане ежегодно соблюдают обязательный пост ради Господа своего.

Постящиеся в определенное время суток должны отказаться от разрешенного в обычные дни, чтобы осознать и почувствовать ценность благ и возможностей, дарованных нам Всевышним. Люди часто воспринимают окружающее как должное, само собой разумеющееся: имеющие достаток не всегда могут понять состояние нужды и чаяния тех, кто из-за материальных трудностей вынужден испытывать голод. Выполнение человеком своего религиозного долга, в частности, соблюдение поста, помогает ему задуматься над смыслом его бытия, воспринять окружающий мир как милость Всевышнего Творца.[5]

“О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, которые были до вас. Может быть, вы будете богобоязненны” (Св. Коран, 2:183).

7. Мусульмане, если имеют материальную возможность, хотя бы раз в жизни должны совершить паломничество к Священной Каабе в Высокочтимую Мекку.

Совершая паломничество, мусульмане со всех континентов земного шара, независимо от национальности и цвета кожи, политических взглядов и убеждений, на время отрешаются от мирской суеты, чтобы предстать перед своим Господом на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

“И паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей перед Богом, тех, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [, имеет возможность, но не выполняет предписание Творца,] – воистину, Всевышний не нуждается ни в ком из всех миров” (Св. Коран, 3:97).

8. Мусульмане всегда, по мере своих возможностей, расходуют из дарованного им Господом имущества на благие дела.

Жертвование на пути Аллаха не означает лишь расходование денег. Во имя достижения благородных целей, заповеданных Всевышним, верующий человек жертвует здоровьем,имуществом,всем тем, что на времядаровано ему Господом.

На что это расходуется? На минимум материального и духовного достатка всех нуждающихся. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден, тот – не из нас”. Указанные средства, материальные и нематериальные ресурсы должны также использоваться для того, чтобы Слово Бога – Истина Божественного Откровения была доведена до людей свободной от искажений и извращений. Задача мусульман – донести Истину до людей, а задача отдельного человека – познать ее.

“О те, которые уверовали, расходуйте из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет торговли[6], когда не поможет вам дружба[7] или чье-либо покровительство[8]” (Св. Коран, 2:254).

“Не можете вы достичь праведности, если не расходуете из того, что любите. И что бы вы ни расходовали на пути Всевышнего, Он обо всем сведущ” (Св. Коран, 3:92).

Мусульмане – те, “кто, расходуя, не расточительны и не скупы. Расход их – между двумя крайностями [, расточительством и скупостью]” (Св. Коран, 25:67).

Ислам воспитывает в людях чувство общности и необходимости заботы о других, в первую очередь – о своих близких. И необходимо заметить, что это делается мусульманами не из корыстных целей, а только для того, чтобы Всевышний был доволен рабами Своими, которые умеют пользоваться дарованным Им на время.

Как не хватает нам сегодня этих качеств, которые сделали бы богатыми в нашем мире не отдельно взятых людей, а всех живущих на Земле!

9. Мусульмане очень терпеливы.

“О те, которые уверовали, будьте терпеливы, проявляйте настойчивость в терпении, проявляйте выдержку и будьте богобоязненны, может быть, вы достигнете успеха” (Св. Коран, 3:200).

Мусульмане – это “те, которые проявляют терпение и полагаются на Господа своего” (Св. Коран, 16:42). “Все, что у вас – тленно, все, что у Господа – вечно. И поистине, тех, кто проявлял терпение, Мы вознаградим более лучшим, чем они заслуживают” (Св. Коран, 16:96).

Тем, кто в силу своей некомпетентности или недостаточных познаний относительно морально-нравственных ценностей Ислама говорит о якобы характерных для Ислама и мусульман жестокости и насилии, хотелось бы привести следующий коранический аят:

“Если отвечаете на притеснение [обиду], то отвечайте так, как это было сделано по отношению к вам. Но если вы простите, то это – наилучшее для терпеливых. Будь терпелив! И твое терпение должно быть со Всевышним [, только полагаясь на Него, ты сможешь вытерпеть все обиды и сложности]. Не печалься и не мучай себя, видя как они обманывают [тебя]” (Св. Коран, 16:126,127).

Эта авторитетная и универсальная по содержанию формула, данная Священным Кораном, символизирует мудрость и справедливость Творца, ибо, исполнив сей завет, человек получит пользу и преимущество не только в этом мире, но и в мире вечном.

10. Мусульмане по отношению ко всем должны поступать благородно (аль-ихсан).

В отношении родителей запрещается проявлять даже малейшую грубость или недовольство. “Господь твой повелел, чтобы не поклонялись вы никому, кроме Него, и были добры к родителям. Если один из них или оба достигнут преклонного возраста, то не смей говорить им даже “уф” [, пренебрегая их словами и советами,] и не повышай на них голоса, а обратись к ним с добрым словом. И склони пред ними обоими крыло смирения из доброты и молви: “Господь мой, окажи им милостьтак же, как они воспитывали меня [с любовью], когда я был ребенком” (Св. Коран, 17:23, 24).[9]

Средства массовой информации часто сознательно или по неведению обвиняют в организации различных террористических актов “исламских экстремистов”, “мусульманских террористов”. Что можно ответить на это? Заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. Напротив, Священный Коран призывает мусульман относиться ко всем по-доброму: “И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и враждебности. И бойтесь Бога. Поистине, Господь силен в наказании!” (Св. Коран, 5:2).

Мусульманин обязан помогать иноверцам: “А если кто-то из немусульман просит у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слово Божье. Потом доставь его в безопасное для него место. Это – потому, что они – люди незнающие [Истины]” (Св. Коран, 9:6).

ПРОРОК МУХАММАД(ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ГОВОРИЛ:

“Истинно верующий (му’мин) является зеркалом истинно верующего: защищает и предостерегает его от всего плохого”;

“Истинно верующие подобны частям единого здания: усиливают и подпирают друг друга”;

“Истинно верующий – это тот, с кем люди [, будь то мусульмане или немусульмане,] не опасаются за себя и свои богатства”;

“Истинно верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он восхваляет Всевышнего Господа”;

“Мусульманин – это тот,язык и руки которого не причиняют вреда мусульманам”;

“Мусульмане – братья, и нет преимущества одного перед другим, кроме как в богобоязненности”;

“Мусульмане – это те, кто придерживается установленных условий [, соответствующих шариату]”;

“Не будет истинно верующим ни один из вас до тех пор, пока не пожелает для брата своего того, чего желает себе”.[10]

Мусульманин, свято уверовавший в Единого Бога и живущий праведно и благочестиво, это тот, кто, говоря словами из псалмов Давида (мир ему), “ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек” (Пс. 14:2-5).

Тот печальный факт, что в умме Пророка Мухаммада есть люди, которые не соблюдают норм шариата, исламской этики и морали, не может свидетельствовать о неверности канонов, установленных Творцом. Пороки и ошибки отдельных людей или групп, относящих себя к мусульманам, могут быть связаны только со слабостью их веры или недостаточными религиозными знаниями.



[1] См. русский перевод: Документы Второго Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998,
с. 233.

[2] Эти коранические аяты подтверждают первую заповедь о Единобожии, данную Богом Моисею (мир ему): “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им” (Исх. 20:2-5).

[3] В Евангелии Иисус (мир ему) предостерегает от поклонения лжебожеству богатства и роскоши: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [т.е. богатству]” (Мф. 6:24).

Позже, в результате ожесточенной полемики и борьбы, в христианской традиции возобладала практика почитания образов (икон), несмотря на то, что этому нет подтверждения в тексте Нового Завета, а в Ветхом Завете на этот счет содержится прямой запрет. Религиозное почитание рукотворных изображений имеет немало общего с ритуалами идолопоклонников, о которых апостол Павел писал: “Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки” (Рим. 1:21-23, 25).

[4] Закят – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т.д. (См., Св. Коран, 9:60). Закят выплачивается со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% налога-закята. (См. также “О закяте” в главе “Фетвы (богословско-правовые исследования и заключения)” настоящей книги).

[5] См. также “О посте” в главе “Фетвы (богословско-правовые исследования и заключения)” настоящей книги.

[6] Невозможно будет откупиться или “поменять” грехи на благие дела.

[7] Власть и богатства друзей ваших останутся в этом мире и не перейдут в мир иной.

[8] Ходатайство за кого-либо в Судный День невозможно, кроме как с позволения Всевышнего: “Кто заступится пред Ним, иначе как по воле Его?” (Св. Коран, 2:255).

[9] Уважение и почтение к родителям есть предписание Господне людям, данное через всех пророков. Так, пятая заповедь, данная Богом Моисею (мир ему), гласит: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20:12). “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти” (Исх. 21:15, 17).

[10] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадисы № 9142-9144, 9150; с. 551, хадисы № 9207, 9211, 9214; с. 586, хадис № 9940.

 




Вверх
© Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи
© 2005 - 2009 ksam.org
Пишите нам: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на ksam.org обязательна
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов и баннеров.