|
Наряду с пророками, величайшим достижением Востока является его музыка, в частности мугам/макам. История зарождения и происхождения его названия беспокоит многие поколения ученых и эта проблема и ныне не потеряла своей актуальности. По замечанию основоположника азербайджанской классической музыки Узеир Гаджибейли, в азербайджанской музыке семь основных ладов включают в общей численности свыше 70-ти отделов (1).
Относительно происхождения названия этих ладов, известных в народе как "мугамы", и отделов существуют различные суждения. Обычно происхождение названий ладов и их отделов квалифицируются следующим образом: по численным названиям (Dugah, Segah, Chargah и т.д.); по названию местностей (Azerbaijan, Hijaz, Irag и т.д.); по названиям, связанных с именами исторических личностей и исполнителей (Менсурийе, Баба-Таhир, Гаджи Дервиши и т.д.) (2). Однако, наш анализ названий азербайджанских ладов и их отделов свидетельствует о том, что среди этих наименований много названий связанных и с животным миром, например, zag (ворона), балу кабутар (крылья голубя), нале-и занбур (песнь пчелы), зенги шотор (колокольчик верблюда) и т.д. Среди этих наименований есть названия, отражающие доисламское мировоззрение и которые в связи с распространением Ислама были подвержены видоизменению сначала в произношении, а затем и по смыслу. К таким названиям относятся "Кучек", "Баяты-курд", "Кюрду", "Шикесте-и фарс".
Но, прежде чем разобраться в вышеуказанных наименованиях, следовало бы остановиться на понятии самого термина "мугам". Как сказано, до сих пор четкого и убедительного анализа и этимологии данного понятия нет.
Например, в энциклопедиях относительно данного понятия пишется, что "макам" (араб.) - местоположение, позиция, в частности положение пальца на грифе инструмента или "макам" (араб.) ладово-мелодическая модель (комплекс попевок в определенном ладу) в арабской, иранской, турецкой музыке (родственные явления - маком, мугам, рага). "Макамы служат основой для импровизации музыкального произведения" (3).
Узеир Гаджибейли (кстати, представитель рода "Баят" как и Мухаммед Физули, а это в данном случае даже очень существенно - автор) по этому поводу замечает: "...что культура народов Ближнего Востока достигла своего высшего расцвета к XIV столетию и гордо возвысилась в виде двенадцати колонного и шести башенного "сооружения" (дестгях) ... 12 колон, на которых, казалось, прочно держалось музыкальное "сооружение" представляло собою 12 основных макамов, а 6 башен - 6 авазат" (4). По этому замечанию Узеира Гаджибейли можно считать, что он также как и его предшественники название "мугам/макам" возводят к семитскому: арабское "макам" еврейское "маком / стоянка".
В средние века понятие макамов/стоянок, как особых мистических состояний, широко использовались, особенно суфиями, во время медитаций и мугамы/макомы, согласно суфизму, являются ступенями (остановками) на пути познания Истины, слияния с Богом. (5). Видимо, эта концепция суфизма имела немаловажное влияние на мировоззрение Г.Абдуллазаде, которая вначале пишет, что "... единство бытия и небытия есть могущество, сила и блаженство единого в необъятном... Человек, поднявшийся на такую ступень совершенства, есть посвященный в тайны истины, доброты. Путь же к совершенству лежит через стоянки, т.е. макамы". Но так как исследователь относительно возраста мугама высказывает неопределенность (6), можно с большой сомнительностью отнестись к отождествлению понятия "мугам" с семитским словом "макам/маком"-"стоянка". Наши наблюдения подтверждаются рядом фактов. Например, Г.Абдуллазаде по этому поводу подчеркивает интересную, на наш взгляд, мысль: "...Сама по себе идея, что мугамы связаны суфийским учением о "тарикате" интересна... но, вряд ли, можно связать каждый мугам с одной "стоянкой", так как, во-первых, об этом нет никаких письменных свидетельств и, во-вторых, сами мугамы не поддаются такой... схематизации ... [Мугам], как жанр окончательно сложился к Х-ХН вв." (7). Но необходимо заметить и такую деталь, что не всегда и не все фиксировалось в письменных источниках.
Ислам и его философия, естественно, на протяжении 1400 лет играют доминирующее влияние на каждого, кто в какой-то степени считает себя мусульманином, в частности азербайджанцем. Судя по имеющемуся в нашем распоряжении материалу - мугам и Азербайджан, как понятия, взаимодополняемы и неотделимы. Упоминание азербайджанскими музыковедами Пифагора, Платона и Аристотеля (8), а также соотнесение понятий "музыка/мусыка-мугам" позволяют считать, что термин мугам на самом деле имеет доарабское происхождение. Прежде всего необходимо отметить, что мусульмане всегда на протяжении существования халифата преследовали представителей дуалистических учений, коими были зороастрийцы и манихейцы (9). Доарабское/домусульманское происхождение мугама подтверждается наличием в нем таких частей как Новруз, Мани, Хуррэм, Кэбри (от "гебр" - "зороастриец" - автор). Согласно некоторым сообщениям, некогда существовала песнь Мэздэкани (10), о котором Низам аль-Мульк сообщает, что он имел пророческие притязания и хотел поставить мир на ложный путь (11), а Маулана аль-Надви про Маздака пишет, что в период его деятельности весь Иран был ввергнут в сексуальную анархию и эротический кризис (12). Так как, по нашему мнению, мугам как жанр является доарабо/домусульманским, уже по этому производить само понятие "мугам" из семитского слова "макам/стоянка" сомнительно. Сомнительно и то, что вряд ли при господстве зороастрийского культа семитская терминология оказала бы такое сильное влияние на мировосприятие местного населения.
В этом отношении интересны исследования Р.Имрани, который связывает собственно мугам с мидийско-зороастрийской традицией (13), что прослеживается в названии мугамов и их частей. Этот вывод исследователя интересен и требует дальнейшей детализации. Во-первых, название "Мидия" связано с именем магов, одного из шести племен, указанных Геродотом (14). После Геродота, следующий античный историк, Страбон (1 в до н.э. -1 в. н.э.) сообщает еще одну для нас весомую деталь о том, что мидийцы являются родоначальниками обычаев армян, а "еще раньше и персов" (15). Прежде всего необходимо отметить, что термин "ария", от которого производят слово Иран - это вовсе не персы в нынешнем понимании данного этнонима. Носители же данного названия, персы, только после того как поселились на территории Парсуа, в Мидии, стали называться указанным именем. А наш анализ термина "pars" показывает, что данное слово восходит к тюркскому "Барс/Лев" (16), который впоследствии стал манифестацией Ахурамазды/Хормузда и был отражен на персидских знаменах. Высшим же орденом иранских шахов был "Шир-е Хуршид/Солнечный лев". Что касается названия Parsua, то оно аналогично названиям Parfiya/Partav/Bardaa/Barzaa, где "-ua/ -av/ -iya" восходит к тюркскому понятию "oba/ев"-"местность", что соответственно названию Barseliya, которое ираноязычные племена калькировали как Ширван. Термин же "pars" после арабского вторжения за неимением у арабов буквы "р/п" был заменен на "fars". Геродот рассказывает о персах следующее: "Персы не воздвигают алтарей и не возжигают огня. Нет у них не возлияний, ни игры на флейте... Если кто-нибудь пожелает принести жертву... богам, то приводит жертвенное животное в "неоскверненное" место и призывает бога... Приносящему жертву не дозволяется просить о даровании благ только себе одному; он может молиться за всех персов и за царя, так как и сам принадлежит к персам. Затем он разрезает жертву на части и варит мясо, а потом подстилает самую свежую траву... и кладет на нее мясо. Тогда подходит маг с песнопением..." (17). Судя по комментарию, маг во время жертвоприношения пел песнь Авесты (18).
Так как музыка занимает ведущее место и в религиозных обрядах народов, мы хотим дать этимологию слова мугам именно в связи с такой постановкой. Прежде всего как элемент религиозного воззрения "музыка/мугам" имеет звуковое начало. А звук же, как физическое явление, cвязан непосредственно со светом.
Как было сказано в начале нашей статьи, основных азербайджанских ладов "7" - это "Раст, Шур, Чаргях, Сегях, Баяты-Шираз, Шуштер и Хумаюн" (19). По замечанию музыковедов, лад - это система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым. Звуки же лада в порядке их высоты образуют гамму(20). В современной европейской музыке распространены диатонические (от греч. diatonikos/ растянутый) лады с гаммой из "7"-ми ступеней, т.е. гамма - это последовательное расположение звуков лада в порядке высоты от тоники до тоники.
Прежде всего, когда мы говорим о ладовой структуре мугама, в то же время имея ввиду то, что гамма в европейской музыке - это ладовый звукоряд, то следует обратить внимание на то, что такие понятия как "мугам", так и "гамма" имеют совершенно одинаковые фонемы.
"Гамма" - третья буква греческого алфавита. Общеизвестный факт, что греческое письмо является ответвлением семитского консонантного письма. Название и порядок букв греческого алфавита свидетельствуют о его семитском происхождении (21). Семитским соответствием греческой буквы "gamma" - "gimel". Арабское соответствие этой буквы - "jim". Название указанных букв в переводе с финикийского, еврейского и арабского означает "верблюд" с тем различием, что по-арабски "верблюд" с тем различием, что по-арабски "верблюд" - "jamal" (египет. диал. Gamal) (22).
Таким образом, налицо отличительная разница греческой буквы "gamma" от своего семитского предка "gimel" в том, что греческая буква оканчивается на "-ma", в то время как семитское соответствие на "-el/-al". Поэтому при сопоставлении слов "мугам" и "гамма" можно заметить то, что в указанных словах выделяются основы "муг/маг" и "гам" + окончание "-ам/-ма". То, что оба слова отражают ладовое расположение звукоряда, т.е. смысловое содержание указанных слов идентично, то надо указать, что оба слова, т.е. "маг/гам" различаются только согласно метатезе (т.е. сохранение смыслового содержания при изменении расположения корневых букв - автор). Так "маг/гам" - это "шаман" высшим культом которого является ПОКЛОНЕНИЕ СВЕТУ (напомним также, что "маг/муг" - это самоназвание мидийцев).
В то же время возникает вопрос - почему создатели греческого письма, взяв за основу семитское письмо, не сохранили семитское начало буквы "gamma", как это прослеживается в буквах "alef/alfa, bet/beta, dalet/delta", а изменили "-el" на "-ma"?
Если в арабском "gamal" это верблюд, то "jamil" - это "красивый" (23). Красота же одно из наименований Бога. Световое начало Бога подтверждается такими примерами как "Zevs, Yupiter, Achuramazda, Perun" и т.д., а самое главное Торой, Евангелием и Кораном (24). В семитских языках Бог именуется El/Eloh (Elohim) Ilah/Allah (25). Таким образом, если учитывать то, что звук имеет энергетическое/световое содержание и сопоставляя это с тем, что "Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы" (Первое послание Иоанна 1:5), то нужно отметить, что "-El" в слове "gimel/jamal/gamal" имеет Световое, Божественное происхождение. "еl/al/il" в смысле "свет/высота/единение" широко распространено в тюркском (El, Altay, Alov) (26) и наличествует в таких словах, как "электра, электричество". Если в указанном примере "-el/-al" имеет световую сущность, то в таком случае "-am/-ma" в словах "мугам/гамма" естественно должно отражать то же понятие. Наверное не случайно и то, что на фонему "-м/-m" оканчиваются имена ряда святых - "Адам, Сим/Сам, Хам, Абрам/Ибрагим, Марьям". Царем, верховным жрецом Трои был Приам. Некоторые суры Корана начинаются с сакральных букв "А(лиф), Л(ам), М(им)" (выделено нами - автор), что также оканчивается на "-м". По представлениям древних индийцев мир был сотворен первозвуком, изошедшим от Высшего Божества, так называемым звуком "Ом/Аум", от которого произошли все остальные звуки. О первозвуке говорится и в Торе, когда упоминается о том, что перед сотворением мира было "слово" "Да будет свет". (27)
В отличии от финикийской буквы "мем", похожей на русскую "щ" (28) еврейская и арабская "мем/мим" в конце слова имеют одинаковую форму написания в форме русской буквы "р", что отражает графическое изображение нынешней ноты.
Нотное письмо, т.е. звуковая запись существует давно. У древних греков, а затем у мусульманских ученых - это буквенное обозначение. Впоследствии греческую нотную запись заменили невмы (буквально "знак, намек" от греч. pneuma "дуновение"), которые требовали исполнения мелодии одним дыханием. Невмы послужили прототипом нотации. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим. Первичные невмы имели романское название (с, d, е, f, g, a, h). Реформа нотации была проведена Гвидо Д'Аренцо (Гвидо Аретинский 990-1050 гг.), который ввел новую нотацию (ut (do), re, mi, fa, sol, la). В XII столетии невмы имели квадратную форму обозначения и, только, с XVIII приняли нынешний овальный вид. (29).
Знакомый с сочинениями Пифагора, Аристотеля, Платона, аль-Фараби, Ибн Cина, Сефиаддина Урмави, шушинец по происхождению, Мир Мохсун Навваб описывает в порядке высоты четыре основные элемента мугама:
- Dereje-i nar - огонь
- Dereje-i hava - воздух
- Dereje-i ab - вода
- Dereje-i hak - земля (30).
Знакомый с азербайджанским мугамом знает, что расположение частей мугама происходит в порядке их ВЫСОТЫ, например, Чаргащ - (Бердашт), Майе-и Чаргащ, Бесте нигяр, щасар, Мухалиф, Менсурийе), т.е. исполнитель азербайджанского дестгяха обязан начать свое исполнение с нижних тонов и по мере исполнения исполнить лад по восходящей, достичь кульминации и вернуться на изначальное положение. Таким образом в азербайджанском ладе "Од/огонь" - высшая ступень развития, что в свою очередь соответвует физическому свойству Света, склонного к высотному расположению. А теперь вновь обратимся к определению гаммы: гамма это поступенчатое расположение всех звуков лада в порядке высоты (!!!) от тоники до тоники (выделено нами - автор) (32).
Мы не случайно привели нотацию Гвидо Аретинского. Этот факт еще раз подтверждает нашу мысль о том, что "гам" в слове "гамма" является метатезой от слова "муг/маг", так как высшая ступень музыки связана со светом, что подтверждается Мир Мохсуном Наввабом, далее, тем, что "звук" - это энергетическое явление и, наконец, в нотации Гвидо Аретинского "ut" соответствует тюркскому "од/свет". Поэтому мы полагаем, что тоника первого европейского лада "до мажор" - "do" - это метатеза от понятия "свет/od", что подтверждается словом "ut" у Гвидо Аретинского (33).
Может быть, что Гвидо Аретинский не зная словарного значения слова неосознанно использовал термин "ut". Но важно то, что он именно сохранил и подчеркнул световое содержания звука как "ut", который, как видно из указанных примеров, восходит к тюркскому понятию "Свет/Огонь/Od".
Нами было уже замечено о сходстве нотного овального письма с графическим изображением семитского "mem/mim" (в форме русского "р"), а так же с тем, что это фонема -присутствует в именах святых.
Прежде всего надо остановиться на постулатах теизма: "Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы"/ "Бог - свет небес и земли" (34). Арабское слово "Аллах/Allah" заканчивается на двадцать шестую букву арабского алфавита `@ ` (фонетическое произношение в виде "ha"). Значение предыхания "ha" по утверждению специалистов не выяснено (З5). Но в Аппокалипсисе отмечается: "Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь" (36). Видимо не случайно, что эта буква "ha" является 26-ой буквой по алфавитному порядку. Согласно Каббале - "2+6=8". "8" -ЭТО СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ БОГА. Восьмилучевая/восьмиконечная звезда является детерминативом Бога (37) (выделено нами - автор). Обратите внимание на православные иконы, где восьмиконечная звезда находится над головою Бога. Для нас это особенно важно, так как в отличии от пентатоники, распространенной в Китае, во Вьетнаме, у народов Алтая (в том числе татар, башкир), а также семиступенчатого западноевропейского лада азербайджанский лад является восьмиступенчатым (38).
Всякое единое в своей сущности двуедино (душа и тело; положительное и отрицательное автор). Это единство можно изобразить знаком "Инь/Янь", который накануне распада образует форму, напоминающую знак "8" (39).
Графическое изображение арабской буквы напоминает целую ноту (`о`). Вышеуказанная сегментация "Инь/Янь" характерна и для нотной конфигурации, т.е здесь также соблюдается то же двуединство.
Если исходить из постулата теизма Светового начала Бога, можно утверждать, что отличительная черта `@ ` от "мим" в форме "р" именно Высотность, т.е. фонема "мим" характеризуется направленностью вверх или так сказать "хвостик" в букве "мим" есть направленность к "О"- "целому", более высотному. Кстати, как греческое "М/mi", так и латинское "М/em", также имеют высотное начертание, что соответствует качеству энергетического заряда, состоящего из положительных и отрицательных частиц. В тюркской же традиции эта высотность подкрепляется понятиями АЛА ДАГ/ ГАРА ДАГ - "М".
Что касается происхождения названия частей, то выше мы показали несостоятельность сравнения "шикесте-и фарс" с нынешним понятием этнонима "парс", так как в данном случае речь идет о льве/"барс" - манифестации Ахурамазды - Светового начала, т.е. "шикесте-и фарс" - это "песнь льва".
То же самое можно сказать и о названиях "Баята-курд, Кучек". Что касается названий "Баяты курд, Курду" видимо это мусульманское переосмысление тюркского "gurd/курт" - "волк" являющегося ведущим онгоном тюркского эля.
Такое переосмысление наблюдается, например, в эпосе "Кероглу", где сын тюрка-Кероглу вдруг стал "Кюрдоглу", т.е., сыном курда, лишь по тому, что сын Кероглу и дербендской красавицы Момине - Гасан был неугомонным ребенком (40). Видимо, такому же переосмыслению было подвержено и название одного из сел Апшерона Кюрдаханы (сравните Гурд кечиди, ныне известный как "Волчьи ворота"). То, что Волк - это манифестация света подтверждается наличием в слове "курт" частицы "ку-" в смысле "свет" (например, "gut/душа, (Quar - громовержец, верховный Бог хазар) (41).
В турецком "кючюк" - "маленький"; в персидском "kucek" в том же смысле; а вот в азербайджанском "кичик" - "маленький", "кучук" уже "щенок", которого в простонародье по-русски именуют и "кутенок" (выделено нами - автор). А это еще раз подтверждает нашу мысль о том, что "Курду" - это не племенное название "курд"ов, а "gurdu", т.е. "волчья песня". Во время походов Огуз-кагана ему предшествует свет, во главе которого находится "Волк": "Через сорок дней пришел он (Огуз каган - автор) к подножию горы, называемой ледяной горой. Разбил лагерь, остановился, уснул. Когда забрезжил рассвет в шатер Огуз-кагана проник луч, подобный солнечному. Из того луча появился сивовласый, сивогривый большой Волк. Этот волк молвил Огуз-кагану, говорил: "О Огуз! Ты собираешься двинуться на Урума… Я пойду с тобой впереди" (42) (выделено нами - автор).
Морфема "gu/go/ho" (перс, гуш/ухо; тюрк, гулаг/ухо; шумерское гу/голос; рус. голос; Голгофа - место распятия Христа /который в христианстве представлен "сыном Бога/Света"/ (43)) связана со звуко-световым явлением. Нижеследующая аналогия позволяет считать фонему "r/g" протезированным звуком.
В таком случае в слове "г-ам/ма-г" выделяется первооснова "-ам/ма-" в смысле "большой/высокий/светлый", например, рус. большой, Бог; белый, маяк; перс. bolend (высокий), Mazda; тюркск. Баш (голова), boyuk (большой), бай/bеy (господин), Майе (ядро, субстанция); англ. big (большой); араб. beyt (дом), beyda (белый). Таким образом, наше осмысление названий "Шикесте-и фарс", "Баяты Кюрд" "Кучек", да и самого термина "мугам" свидетельствует о том, что, прежде всего, "мугам" - это азербайджанско-тюркское явление и производить это слово из семитского "макам/маком" - "стоянка" безосновательно, хотя бы на том основании, что мугам - это явление доисламское. В то же время, как мы указали - мугам явление Божественное, а "стоянка" - это уже догма. Понятия "религия" и "догма" различны, так как догма метафизична. Религия же метафизику не приемлет, так как в Природе все и всегда в постоянном развитии. Думаю, что также безосновательно утверждение об "импровизационном" характере мугама. Импровизация - это свобода, которая ничем не ограничена и результат политеистского мышления в то время как в монотеизме (а мугам - это монотеистическое явление - автор) всякая свобода ограничена рамками, который именуют Закон, установленный Богом. Этому подтверждение знак "8" как символ вечности/бесконечности.
Наконец, корифеи азербайджанского аруза и мугама -Мухаммед Физули и Узеир Гаджибейли - родом Баяты, что также означает "Маг/Муг" (фонема "t" в слове "баят" показатель множественного числа). При закономерности перехода фонем "b/m", например, "ман/bеn", слово "Маг" соответствует слову "Бак" с фонетическим развитием в "Бог". Слово же "Бак" зафиксировано в названии столицы Страны Света, Азербайджана (45) - Баку. В данном случае интересно сопоставление наших выводов с рассказом Корана: "Иння яввяля бейтин вуди'я линняси ляллязи бибяккятя/ Поистине первый дом (храм - автор) установленный для людей, который в Бакка" (45). "Ка'ба" в переводе с арабского означает "куб". Куб (Ка'ба) это разновидность чаши (кап/каб/габ/жам). Согласно же метатезе "каб" читается "бак", что также является разновидностью "чаши" (46). А в слове "бак" прослеживаются те же фонемы, что и в слове "Баку".
Вполне возможно, что зарождение мугама восходит к дозороастрийской эпохе, которую О.Сулейменов удачно назвал эпоха "Тенгрианства" (47) - к эпохе "Яллы". Безусловно, слово "ЯЛЛЫ" восходит к тюркскому "Alov/Yalov". Следы же этого танца обнаруживаются в наскальном изображении эпохи мезолит в Азербайджане -Гобустане (XII тыс. до н.э.).
Необходимо отметить и такой интересный для нас факт, что танец "Яллы" основан на ладе Чаргях, о котором М. Навваб пишет: "Чаргях взят из небесного грохота (грома - автор) и кроме того четырьмя песнями и уголками достиг совершенства. Его изначально называют Чаргях (48).
Как видно и из этого примера основные четыре элемента творчества (огонь, воздух, вода, земля) связаны с Громовержцем, которого тюрки именуют "Qan Tanri/Quar" (49), т.е. Яллы (Чаргях - автор) также связан с культом Бога (Света).
Характерной особенностью исполнения мугама (в том числе и индийской раги), а также Яллы независимо от количества исполняющих - это унисон, что также подтверждает Единство Бога. Но "унисон" в исполнении мугама имеет и свою особенность, а именно хоровое исполнение мугама не возможно потому, что у каждого свой внутренний мир, свой контакт "БОГ - Человек". Видимо, поэтому нотная запись мугама бесчувственна.
Р.S. Армянские исследователи, фальсифицируя источники, чуть ли не хотят доказать, что "первый армянин" - это дриопитек. Так они уже "освоили" азербайджанские музыкальные инструменты (тар, кеманча, балабан), наши национальные танцы (Узун дере, Кёчери, Вагзалы и т. д.). Но к большому сожалению армян/хаев нужно отметить, что в источниках мугама нет никакого упоминания этого этноса. А это, наряду с рядом других свидетельств, ставит под большое сомнение автохтонность хаев/армян не только Карабаха, но и в целом всего Кавказа…
|